• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «История»

Лекция Е.В. Анисимова «Блокада Ленинграда. Народное бедствие»

День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады – это важная дата для каждого жителя Санкт-Петербурга. В Высшей школе экономики научный руководитель департамента истории Санкт-Петербургской школы социальных и гуманитарных наук, профессор Евгений Викторович Анисимов проведёт открытую лекцию, приуроченную к 74-ой годовщине снятия блокады, «Блокада Ленинграда. Народное бедствие». Студентка 1 курса ОП История Френкель Ирина поговорила С Евгением Викторовичем о значимости темы блокады для студентов.

 – Почему  тема блокады до сих пор актуальна и о ней необходимо говорить?

         – Во-первых, есть локальное значение: для нашего города блокада сыграла колоссальную роль. Она напоминает Холокост для евреев и 1915 год для армян – то есть об этом никогда не забывается, потому что многие люди имели родственников, которые погибли или пережили блокаду. Недавно только стали умирать дети блокады (была специальная такая категория населения). Это очень болезненная тема именно для города.
         Если же в общем говорить, то это беспрецедентное событие в мировой истории, это грандиозное преступление против человечности. И нам нужно всем об этом помнить, потому что подобное никогда не должно повториться, потому что страдания Ленинграда, ленинградцев – они святые, они как страдания Христа.

         – По какой причине тогда нужно об этом повторно говорить студентам: это результат каких-то недостатков школьной системы или важно именно повторение для сохранения актуальности?

         – Дело в том, что я каждый год эти лекции читаю как реквием, как панихиду. Мы знаем, что в церквях проводят  панихиды, и каждый поминает своих погибших. Я считаю это нашим долгом – это как панихида. Это одна причина. Вторая причина – это то, что в учебниках об этом сказано вскользь и без показа всей глубины трагедии. И, наконец, третья причина – значительная часть студентов – иногородние: они приехали сюда учиться и мало себе представляют, какой ужас творился на улицах этого города. И, когда человек об этом узнает, он иначе начинает относиться ко многим вещам, а в том числе и к этому городу, который пережил эту страшную трагедию.

         – Можете ли порекомендовать что-то к прочтению для тех, кто пропустит  лекцию или просто  захочет подробнее узнать о блокаде Ленинграда?

– Есть несколько очень важных книг, посвящённых блокаде. Это в первую очередь – А. Адамович и Д. Гранин «Блокадная книга». Книга Ярова «Этика блокады», где рассказывается о том, как люди себя вели: представляете, люди умирали от голода и отдавали другим еду? И несколько замечательных книг, посвящённых блокаде, написал Никита Ломагин.

Но, даже если вы возьмёте «Блокадную книгу» Адамовича и Гранина, то этого уже будет достаточно, чтобы понять, какой это был кошмар, какая это была трагедия, случившаяся внезапно с трёхмиллионным городом.

– Что можно посоветовать студентам, которые могут захотеть заниматься в своей научно-исследовательской деятельности блокадным периодом? Есть ли какие-то проблематичные вопросы в этой теме сейчас?

– Да, конечно, вопросов много, начиная с численности жертв блокады. Мы не можем точно сказать, сколько людей погибло здесь. Есть масса вопросов, посвящённых конкретным сюжетам блокадной жизни, начиная с того, что ели люди, заканчивая идеологией, т.е. тем, как сталинская идеология все это объясняла:  почему трёхмиллионный город, где было 400 тысяч детей, оказался в ужасном состоянии – как в литературе и идеологии это все объяснялось. То есть вопросов довольно много. Тут нужно иметь, если так можно сказать, чуткое сердце. Потому что сопереживание людям прошлого – одно из важнейших свойств историка. Они уже никогда не ответят на наши вопросы, на нашу критику, но они были такими же людьми, как и мы: им было так же больно, им было так же грустно, как и нам – они живые люди, и им нужно сопереживать.

 

Открытая лекция Евгения Викторовича Анисимова для студентов состоится 24 января в 10:30 в корпусе на набережной канала Грибоедова (наб. канала Грибоедова, д.123) в аудитории 409.