• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «История»

01
Февраль

Неужели пять лет обучения так быстро подошли к концу: выпускницы «Истории» о защите и дипломных проектах

В этом году защита Выпускных квалификационных работ проходила 6–7 июня. Среди выпускников нашлись те, кто решил выйти за рамки академического текста и сопроводить диплом прикладным проектом. Поговорили с Ренатой Мифтаховой, создавшей сайт об эмигрантах Стамбула времен революции и Гражданской войны, и Ириной Шлегель, посвятившей проект искусству Советской Туркмении. Узнали, в чем особенности и главные сложности их работы, чем может быть полезен историку подобный опыт, как проходила защита и какая первая мысль посетила их после. Об этом и многом другом читайте в интервью.

Неужели пять лет обучения так быстро подошли к концу: выпускницы «Истории» о защите и дипломных проектах

© НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

30 июня в КСК «Арена» прошел выпускной Питерской Вышки. Свои дипломы получили более 1400 человек, среди которых были и историки — первый выпуск наших студентов, прошедших пятилетний срок обучения. Когда конфедератки взлетали в воздух, все мысли о подготовке и защите диплома были давно позади. Но мы предлагаем вернуться к началу июня — защитам выпускных работ — и вспомнить, что предшествовало праздничному настроению. 

Рената Мифтахова, выпускница ОП «История» 2024

Фото из архива Ренаты Мифтаховой

Благодаря Вышке два года назад я уехала по программе академической мобильности в Босфорский университет, где провела два семестра. Именно там я изучила курсы, которые повлияли на выбор темы моей ВКР — «Белые русские в Стамбуле: публичные пространства, городские практики и культурное наследие». Это междисциплинарная работа на стыке истории урбанистики и миграционных исследований в целом. Я изучаю город как объект, в котором встречается опыт формирования модели пространства для социальных групп: приезжих и местных. «Белые русские» — это общий термин, которым я называю людей, уехавших после революции и во время Гражданской войны. Мне было интересно узнавать, как эти люди изменяли пространство вокруг, и каким образом город подстраивался под эти нужны. 

Во многом мне помог преподаватель, который вел курс, посвященный районам Галата и Пера. Он познакомил меня с источником по моей теме — сборником, составленным волонтерами американского Красного Креста. После я продолжила изучать эту тему самостоятельно: ходила в места-наследия, которые остались от белых эмигрантов. Например, когда я посетила православные церкви района Каракёй, мне удалось познакомиться и взять интервью у настоятельницы Андреевского подворья. Наш разговор после вошел и в мою курсовую, и в дипломную работы. В этой же церкви я нашла источники по теме: журналы, фрески, настенные рисунки. Это был очень полезный опыт. 

Научным руководителем моей ВКР был Селин Адриан Александрович, а научным консультантом — Тихонова Надежда Евгеньевна. Наша совместная работа заключилась во многом в проверке текста, помощи с переводом турецкой газеты Gunes, которую я использовала в своем дипломе. Также мы разговаривали о том, как лучше изобразить ту идею, которую я хочу передать: создание определенного нарратива о публичных пространствах «белых русских». 

Я решила выйти за рамки текста и сделать проектную дипломную работу из-за того, что во время сбора информации я нашла множество визуальных источников. Мне показалось, это раскроет саму тему, и подобный формат поможет сделать ее более доступной для любого интересующегося человека. Проект я делала с помощью конструктора сайтов Tilda. Самая сложная часть работы касалась как раз сбора информации и ее визуализации на сайте в нужном порядке. Требовалось провести исследование и найти достоверный источник информации, добавить гиперссылки, всплывающие окна и прочее. Еще я наполняла сайт интерактивными элементами, чтобы лучше передать атмосферу этого исторического периода. К тому же необходимо было адаптировать текст и отойти от его академического формата, сделать его доступным для читателя. 

На главной странице сайта я разметила основную информацию. Другие разделы посвящены историческому контексту, центрам притяжений, функциональности пространств. Есть блоки, посвященные балету, пляжам и частному аспекту маргинального в городе. Также я задействовала медиа и материалы из личного архива, страховые карты, фрагменты из газет «Вечерняя пресса» и Gunes, репортажи журналиста Красного креста в The New York Times, визуальное дополнение из книг, мемуаров и архива Salt Research. 

Я думаю, что подобный формат ВКР довольно полезен для историка. Это помогает дать своей теме бóльшую огласку. Отзывы на проект, полученные до защиты, по поводу оформления, исторического контекста были ценными и помогли дополнить мой сайт. Я поняла, что все это не зря, потому что к моменту защиты диплома сайт посетили более двухсот раз. Это, на мой взгляд, делает работу более прикладной и практической. Проект помогает открыть читателю особенности Стамбула, проследить то наследие и городские практики, которые появились и до сих пор существуют в городе. Я включила в проект интерактивные карты, которые в дальнейшем читатель может использовать, чтотбы посетить эти места, посмотреть, как они выглядят сейчас. 

Лично для меня защита была очень стрессовым мероприятием. В ночь перед этим я волновалась насчет своего текста, речи. Отличный отзыв и рецензия на ВКР были моей опорой. Я думаю, что это помогло мне преодолеть волнение перед самим выступлением. После выступления я как будто бы забыла, что происходило в последние 30 минут, а потом, конечно, настигло осознание. Так что тем, кому в будущем предстоит защищать свою работу, я рекомендую не перегружать презентацию. Чувствуйте себя уверенно и составьте план своего выступления. Важно структурировать то, что вам необходимо сказать. 

Сейчас я планирую полноценно отдохнуть, а позже снова взяться за ум и готовиться к магистратуре, которая начнется уже в октябре. Благодаря пятилетнему опыту, полученному в Вышке, и Департаменту истории я смогла поступить на магистерскую программу Erasmus Mundus по полной стипендии на «Archaeological Material Science». Эта программа направлена на применение научных методов для изучения и сохранения культурного наследия. Я планирую готовиться к тем предметам, которых у меня не было во время бакалавриата, и изучать новое. 

Своим коллегам-выпускникам я желаю успехов в дальнейшей карьере, даже если она не будет связана с историей. А будущим историкам я советую не бояться быть любопытными, задавать вопросы, а также участвовать во всех проектах, которые вам доступны благодаря Вышке. Будь это «Открываем Россию заново», курсы немецкого языка в Летней школе или обмен с другим университетом. Это очень поможет вам разнообразить свой кругозор, познакомиться с интересными людьми и получить опыт, который непременно пригодится после окончания университета.

Ирина Шлегель, выпускница ОП «История» 2024

Фото из архива Ирины Шлегель

На протяжении четырех лет я занималась изучением образов Востока, поэтому моя дипломная работа посвящена искусству Советской Туркмении 20-30-х годов. Хотелось написать о чем-то, связанном с искусством, но в то же время малоизученным. Я отправилась на поиск источников в петербургские архивы, в музеи и отделы рукописей в Москве. Так меня и заинтересовало именно искусство Туркмении. Самое интересное, что я поняла в процессе работы над моим исследованием — от ориентализма не ушли, его аккуратно интегрировали в советский проект. Моими научными руководителями были Сергей Николаевич Абашин и Александра Константиновна Касаткина. Они направляли меня и корректировали текст.

Для меня важно было использовать визуальные материалы в работе. На втором году обучения я писала курсовую на тему «Образ восточных женщин в египетском словаре обычаев Э. Лейна». Тогда мой научный руководитель посоветовал мне сопроводить текст иллюстрациями, чтобы читатели смогли увидеть описываемые мною вещи. Но в случае ВКР я решила сделать сайт, чтобы читатель смог буквально наблюдать реконструкцию выставки «Советская Туркмения». Пришлось потратить много времени на поиск работ, представленных на экспозиции. Многие из них были найдены на просторах интернета: частные коллекции, аукционы, газетные статьи и прочее. Мне кажется, это довольно увлекательно — вновь поместить эти художественные произведения в один нарратив.

Сегодня историку необходимо подстраиваться под новые форматы воспроизведения информации, чтобы распространять знания и делать их общедоступными. Самым сложным, на мой взгляд, было продумать концепт проекта: что я хочу туда поместить и как это должно выглядеть? Сайт не должен содержать весь текст дипломной работы. Текстовая часть должна быть краткой и емкой, чтобы читатель за минимальное количество времени мог понять суть выставки и насладиться ее визуальной составляющей. 

В процессе подготовки и на самой защите я поняла, что самое главное — верить в свою работу и быть влюбленной в свое исследование. Только в таком случае, получится убедить всех, что ваша работа — шедевр. После защиты первая мысль была: «Неужели пять лет обучения так быстро подошли к концу». Но сейчас впереди работа, магистратура, множество целей и желание реализовать свои амбиции. 

Тем, кому еще предстоит пройти этот путь я рекомендую писать о том, что вас действительно вдохновляет. У вас все получится!