Перевод с коммерции на бюджет - все возможно!
Студентки 2-го курса Ирина Френкель, Анна Аганина и Кристина Захарова рассказали о том, что получить бюджетное место после 1 курса вполне реально.
Всем известен тот факт, что студенты Высшей Школы Экономики имеют неограниченные возможности во время обучения в университете. Одна из них – это перевод с коммерческого места на бюджетное. Студенты 2 курса Ирина Френкель, Анна Аганина и Кристина Захарова поделились своим опытом перевода на бюджет и дали несколько советов для студентов.
– Знали ли вы о такой возможности, как перевод на бюджет, перед тем, как поступали в НИУ ВШЭ? Насколько сложным для вас это казалось?
Ирина Френкель: Я знала о возможности перевода на бюджет, однако и не думала, что это меня вообще коснется. Я лишь хотела сохранить скидку, что казалось более-менее посильной задачей. Однако, как начались занятия, оказалось, что даже для этого надо очень стараться.
Анна Аганина: Конечно, знала. Честно говоря, с самого начала учебы у меня была цель - перевестись на бюджет, чтобы освободить родителей и себя от страха потерять скидку. Поначалу мне казалось, что получить бюджет проще некуда, но со временем я поняла, что бой будет, и, возможно, я в нем проиграю. Перед Новым годом я с замиранием сердца ждала рейтинговый лист, надеясь попасть хотя бы в первые 20 человек.
Кристина Захарова: С раннего этапа поступления (выбор ВУЗа) я понимала, что хочу в Высшую Школу Экономики и только. Однако было очевидно, что с первого раза на бюджет мне не поступить. Тогда получила больше информации о спасительной системе скидок. Кстати говоря, моя скидка была 50%. И главнейшая цель, к которой я планировала идти весь первый год обучения, – перевестись на бюджет.
Перевод на бюджет мне казался чем-то нереальным. Я думала, что только гении могут стать бюджетниками. Ещё дома меня пугали друзья, что перевод на бюджет – это очень сложно, тебе нужно будет из кожи вон лезть, чтобы это сделать. С чем я абсолютно согласна!
– Необходимы ли дополнительные действия при желании перевода? Все реально, если захотеть?
Ирина Френкель: По сути, все, что надо делать, входит в обязательный минимум: готовиться ко всем семинарам, писать контрольные и зачеты и сдавать экзамены. Но оценки, за счет которых и формируется в итоге рейтинг, зависят от личной готовности быть активным на занятиях и старательным при подготовке к каким-либо работам. Это иногда может идти вразрез с желанием заняться чем-то, помимо учебы, сохранить хороший режим, но, если решить, что успеваемость в приоритете, то все реально.
При этом всем глупо было бы отрицать, что всем с нашего курса просто очень повезло: освободилось много бюджетных мест. Я знаю, что многие буквально с поступления мечтают о том, как переведутся, но надо понимать, что эта возможность появляется, только если с образовательной программы уходят люди, изначально занявшие бюджетные места. По этой причине, действительно есть фактор удачи: возможно, кто-то поймет, что история – это не то, чем он хочет заниматься (даже бесплатно), и ты, трудолюбивый и горящий этим, займешь его место. Только вот никто не может гарантировать, что так это и произойдет. Но, конечно, в любом случае все старающиеся имели бы высокие места в рейтинге и получили бы скидку – другое оправдание своей работы.
Анна Аганина: Действия, конечно, необходимы. Я думаю, что, прежде всего, ты должен иметь свой персональный тайм-блокнот, хотя бы в голове. Это помогло мне совмещать работу и учебу. Но главное - иметь сильное желание. Когда руки опускаются из-за очередной шестерки, единственное, что ты вспоминаешь - это то самое заветное место на бюджете.
Кристина Захарова: Смотря какие действия. Главное – это учиться, готовиться к занятиям, отвечать на них по максимуму.
Если очень чего-то желаешь, то ты обязательно это получишь! Это правда так, и это работает абсолютно во всём.
– Чувствовали ли вы, что делаете больше, чем остальные?
Ирина Френкель: Как я уже сказала, требования ко всем одинаковые, различия скорее в усердии и навыках. Можно потратить больше времени на чтение литературы к семинару, больше вечеров просидеть в библиотеке при написании курсовой, но в этом нет ничего экстраординарного. Мне кажется, все очень индивидуально: кто-то запоминает все, пробежавшись по тексту глазами, кто-то имеет хорошие базисные знания, у кого-то заранее есть опыт написания исследовательских работ, у кого-то может не быть подобных умений – множество факторов формирует то, кто сколько делает.
Анна Аганина: Чувствовала, всегда. Дело в том, что в особо сложных ситуациях люди начинают жаловаться. Я, конечно, не исключение, но, слушая остальных, я понимала, что делала намного больше, чем другие ребята.
Кристина Захарова: Я не чувствовала, что делаю больше, чем другие ребята. Все стараются, делают одинаково, чтобы попасть на бюджет. Была очень сильная конкуренция. Это больше всего ощущалось на семинарах.
– Что вы можете посоветовать студентам, которые так же, как и вы когда-то, желают стать «бюджетниками»?
Ирина Френкель: Как ни странно, хочется посоветовать не зацикливаться на переходе на бюджет. Я понимаю, что есть множество причин хотеть перевестись: может очень остро стоять финансовый вопрос (как минимум, потому что тяжело работать все 4 года на скидку, а потерять её – небольшое дело, да и стоимость обучения только повышается с каждым годом), или может казаться, что перевод – это главное доказательство усердия и заинтересованности, или что-то еще. Да только в загруженном процессе обучения многие будто забывают, зачем это все им нужно. И в момент усталости это бьет по мотивации и желанию учиться вообще. Так что мой совет: понимать ради чего вы стараетесь. Все же в получении образования необходимо видеть личные интересы или цели.
Анна Аганина: Посоветую иметь всегда запасной выход из ситуации. Быть немного хитрее, чем остальные. Не бояться говорить на семинаре. Даже если ты читал материал и знаешь все - не факт, что оценки за семинар, которые весят достаточно для рейтинга, будут хорошими.
Кристина Захарова: В первую очередь, поставьте перед собой цель и упорно, с намерением двигайтесь к ней.
Во-вторых, важно работать на семинарах. Более тривиального совета не слышала.
В-третьих, давайте мозгу иногда разгрузку. Если перманентно учиться, то можно сойти с ума. Позвольте себе иногда отдыхать!
Автор - студент 1 курса ОП "История" Алексей Лукинский