Ксения Литвиненко - лучшая выпускница НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург 2016 года, стала лицом магистерских программ на направлению История ЦЕУ
Студенка 1 курса ОП «История» Френкель Ирина пообщалась с Ксений и распросила её об опыте обучения в НИУ ВШЭ, настоящей и будущей исследовательской деятельности.
– Куда вы поступили после учёбы в ВШЭ?
– После учёбы в ВШЭ я поступила на Исторический факультет Центрально-Европейского Университета в Будапеште.
– Какое значение для вас имело предшествовавшее обучение в Вышке?
– Значение учёбы меняется с течением времени. Когда я закончила Исторический факультет в Петербурге, главным было то, что здесь мне помогли найти и развить тему, занятия которой сейчас доставляют много радости – историей архитектуры. Мне показали, что она нужна, востребована, показали, как эти истории можно рассказать. Выбор даёт пространство для самообразования, активного обучения. Сейчас я понимаю, что полезным было комплексное знакомство с инструментами гуманитарного знания в разных дисциплинах – истории, антропологии, социологии, археологии. Эти инструменты, а не факты, остаются с человеком в его повседневности – при учёбе, общении, походе в музей или на митинг. В любом контексте они дают понять, что есть разные способы смотреть на мир и взаимодействовать с ним.
– Где вы сейчас занимаетесь исследованиями, и какими именно?
– Сейчас я стажируюсь в группе по городской истории в Центре Современной Истории при Чешской Академии Наук в Праге. Мы занимаемся анализом трансформации чехословацких городов во второй половине XX века. Цель рабочей группы – поместить исследование городской среды в более широкий контекст современной политической и социальной истории (с фокусом на экспертных культурах и технократическом управлении) и подвергнуть его строгому анализу источников. Моя роль заключается в прослеживании влияния на эти процессы позднесоветской архитектурной теории. Изменения в понимании пространства и градостроительной политике, материальные и символические изменения в городской среде, жилая архитектура – в числе основных тем рабочей группы. Основываясь на примере понимания городов, цель состоит в том, чтобы описать и объяснить развитие высокой современности (high modernity) шестидесятых годов и ее последующий кризис в периоды «нормализации» и «перестройки».
– Какие ваши будущие планы в научной деятельности?
– В данный момент я готовлю проект докторской диссертации по истории позднесоветской архитектуры. Недавние события в Киеве и Праге, где сейчас проходят крупные общественные компании по защите зданий позднего модернизма, программы “реновации” в Петербурге и Москве, направленные на снос застройки этого же периода, показывают, что этот исчезающий материальный слой городов бывшего Советского Союза и бывшего Восточного Блока, нуждаются в комплексном анализе и изучении. Также с коллегами из сферы документального кино я работаю над созданием экспериментальной образовательной программы, которая будет направлена на взаимодействие и активацию зданий советского периода. Обучение в университете фундаментально, но часто люди потом не могут выйти из-за парты. Я размышляю о том, как создать программу активного обучения, где каждый студент сможет действовать, исходя из собственных исследовательских интересов, выбирая методы познания самостоятельно, но в рамках коллективного проекта, цели которого он/она разделяет.