• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Психология

2022/2023
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
4-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Курс предполагает знакомство с психологической наукой, ее спецификой, основными понятиями, теориями, научными и практическими проблемами психологии и способами их решения. Наиболее общей целью изучения данной дисциплины является введение в мир человеческой психики, в формировании научного подхода к изучению психологической реальности. Сюда входит формирование представлений: - о предмете и методах исследования в психологии; - о познавательных процессах, эмоциональной и мотивационной сферах личности; - об индивидуальных различиях в психической деятельности и закономерностях ее развития; - о возможностях психологического анализа событий и ситуаций обыденной жизни. Требования к уровню освоения содержания курса – владение понятийным аппаратом различных психологических теорий, умение классифицировать психологические процессы и явления, анализировать некоторые реальные психологические ситуации. Дисциплина изучается в формате blended learning. Студентам предлагается самостоятельное изучение лекционных тем курса в онлайн формате. Основными элементами контроля являются контрольная работа по материалам очных занятий и онлайн лекций, домашнее задание (преподаватели могут выбирать формат домашнего задания, исходя из соображений повышения качества усвоения материала студентами образовательной программы), а также экзамен (письменный тест). Аудиторные занятия и элементы контроля проводятся в онлайн- или оффлайн формате в зависимости от эпидемиологической ситуации. Преподаватели, ведущие семинары на конкретных образовательных программах, имеют возможность оптимизировать соотношение компонентов онлайн курса и очных занятий для повышения усвояемости материала студентами этих образовательных программ.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов представлений о психологии как области научного знания, способности отделить обыденные представления о психологических процессах и явлениях от научно обоснованных
  • Формирование у студентов способности к психологическому анализу событий и ситуаций в профессиональной деятельности и повседневной жизни
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Определяет основные признаки научного подхода в психологии
  • Выявляет специфику и особенности поведения человека и процесса принятия решений при включении в те или иные большие и малые группы
  • использует знания о психологических особенностях мышления и речи при принятии решений и анализе принятых решений
  • объясняет различия между темпераментом, характером и интеллектуальными свойствами и особенностями их формирования и развития
  • Сопоставляет роль социальных и когнитивных факторов в развитии человека и преодолении возрастных кризисов развития
  • Характеризует основные потребности, мотивы, способы целеполагания и их роль в достижении профессионального и личного успеха и благополучия
  • Описывает основные методы и принципы научного психологического исследования, объясняет различия между житейским и научным психологическим знанием
  • Характеризует особенности процессов ощущения и восприятия, описывает различия между ними
  • характеризует разные виды памяти в психической деятельности
  • Описывает основные виды, функции и теории эмоциональных процессов, владеет способами их саморегуляции
  • Разъясняет и использует при анализе поведения человека основные положения психоаналитических, бихевиоральных, гуманистических и факторных теорий личности
  • способен дать оценку качеству предоставляемых психологических услуг и консультаций
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 01. Психология как наука.
  • 02. Ощущение, восприятие и внимание
  • 03. Память, мышление и речь
  • 04. Эмоциональные процессы
  • 05. Потребности и мотивы
  • 06. Личность: подходы к изучению
  • 07. Индивидуальные различия
  • 08. Развитие человека
  • 09. Человек в социальной группе и обществе
  • 10. Практические приложения
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на занятиях
    Преподаватель вправе дать дополнительные задания для работы на семинарских занятиях, оценка по которым будет учитываться в итоговом балле за активность на занятиях. В этом случае преподаватель доводит до сведения студентов требования и критерии оценки к таким заданиям на первом семинарском занятии.
  • неблокирующий Домашнее задание
    Содержание домашнего задания определяется ведущими семинарских занятий и зависит от специфики ОП, на которой реализуется дисциплина. Вариантами домашнего задания могут быть: - презентация доклада по теме семинара по рекомендованной преподавателем дополнительной литературе (в т.ч. на английском языке); - анализ научной статьи по теме курса из числа рекомендованных или одобренных преподавателями; - защита проекта, связанного с практической реализацией знаний, полученных на курсе, и связанного с содержанием ОП, на которой читается дисциплина; - написание эссе с анализом психологических феноменов и явлений, которые разбираются в курсе, на основании фрагментов художественных произведений (литературного произведения, фильма, биографии и т.д.), рекомендованных и/или утвержденных преподавателями курса; - написание психологической характеристики по результатам психологического тестирования и/или других источников психологического знания о человеке; - презентация и обсуждение двух докладов, представляющих две разные точки зрения на одну и ту же тему/проблему, подготовленные заранее по рекомендованным материалам, в формате групповой дискуссии/дебатов/конкурса; - тематическая презентация по темам семинарского занятия, предложенным преподавателями, с иллюстрациями из практической деятельности, соответствующими содержанию ОП, на которой читается дисциплина; Могут быть предложены и иные варианты домашнего задания, не указанные в данном перечне. Информация о содержании домашнего задания и критериев оценки сообщаются студентам на первом семинарском занятии или позднее, но не позже, чем за 1 месяц до предполагаемого дедлайна сдачи домашнего задания.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Письменный ответ на вопросы, данные преподавателем. Вопросы формулируются на основе материала, который рассматривается в ходе семинарских занятий, а также по материалам онлайн-курса. Количество и тип вопросов в контрольной работе преподаватели определяют самостоятельно. Если работа состоит только из закрытых вопросов, то таких вопросов не может быть меньше 20. Если контрольная работа предполагает открытые вопросы со свободным ответом, то учащимся должны быть представлены четкие критерии оценки правильности таких вопросов в баллах. Максимально возможный балл за контрольную работу не может быть меньше 20. Письменный тест в аудитории может быть заменен на тестирование в смартЛМС. Формат контрольной работы и время ее проведения в течение курса преподаватели сообщают студентам на первом занятии.
  • неблокирующий Итоговое тестирование
    Тест состоит из не менее чем 20 вопросов, организованных в несколько вариантов. Вопросы формулируются на основе материала, который рассматривается в ходе всего курса. Тест может включать в себя как закрытые вопросы, так и вопросы на сопоставление и выстраивание порядка, а также открытые вопросы, предполагающие краткие ответы. Критерием оценки является соответствие ответа ключу. В случае закрытых вопросов правильным является один ответ их 4-х вариантов в каждом пункте. Для других вариантов вопросов правила оценки правильности ответа определяются преподавателями самостоятельно и доводятся до сведения студентов не позднее, чем за две недели до проведения теста. Тест студент выполняет самостоятельно, не обращаясь к письменным, печатным или электронным источникам. В ходе выполнения теста не допускается использование электронных средств, позволяющих сохранять или передавать информацию (мобильных телефонов и пр.). При нарушении этого правила тест не засчитывается. В случае, если проведение теста в аудитории невозможно по причине эпидемиологической ситуации или в связи с дистанционным форматом обучения конкретных учащихся, возможна удаленная организация проведения теста. Задания теста, проводимого в удаленном формате, могут отличаться от заданий, которые учащиеся выполняют в аудитории. Письменный тест в аудитории может быть заменен на тестирование в системе смартЛМС.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.25 * Домашнее задание + 0.3 * Итоговое тестирование + 0.25 * Контрольная работа + 0.1 * Активность на занятиях
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Нуркова В. В., Березанская Н. Б. - ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2021 - 524с. - ISBN: 978-5-534-02583-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/obschaya-psihologiya-468313
  • Нуркова В.В., Березанская Н.Б. - ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2018 - 524с. - ISBN: 978-5-534-06919-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/obschaya-psihologiya-420452

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Боднар А. М. ; под науч. ред. Касатова А.П. - ПСИХОЛОГИЯ ПАМЯТИ. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2021 - 97с. - ISBN: 978-5-534-06757-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologiya-pamyati-474317
  • Болотова А. К. Психология развития и возрастная психология / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. - Москва : ВШЭ, 2012. - 526 с. - ISBN 978-5-7598-0731-5. - URL: https://ibooks.ru/bookshelf/29642/reading (дата обращения: 12.10.2020). - Текст: электронный.
  • Болотова А.К., Молчанова О.Н. - Психология развития и возрастная психология - Издательский дом Высшей школы экономики - 2012 - ISBN: 978-5-7598-0731-5 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/65984
  • Восковская Л. В. - ПСИХОЛОГИЯ ОЩУЩЕНИЙ И ВОСПРИЯТИЯ. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2021 - 511с. - ISBN: 978-5-534-15156-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologiya-oschuscheniy-i-vospriyatiya-487630
  • Гулевич О. А., Сариева И. Р. - СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2021 - 424с. - ISBN: 978-5-534-05490-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/socialnaya-psihologiya-469052
  • Гулевич О.А., Сариева И.Р. - СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2018 - 424с. - ISBN: 978-5-534-05490-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/socialnaya-psihologiya-409602
  • Изард К. Психология эмоций / К. Изард. - Санкт-Петербург : Питер, 1999. - 464 с. - ISBN 978-5-314-00067-0. - URL: https://ibooks.ru/bookshelf/28448/reading (дата обращения: 12.10.2020). - Текст: электронный.
  • Ильин, Е.П. Психология воли : учебное пособие / Е.П. Ильин. - 2-е изд. — Санкт-Петербург : Питер, 2009. — 368 с. — (Мастера психологии). - ISBN 978-5-388-00269-3. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055323 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055323
  • Куликов Л.В., Донцов Д.А. - Психология эмоций и чувств - Русайнс - 2021 - 246с. - ISBN: 978-5-4365-8276-4 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/941652
  • Нартова-Бочавер С. К. - ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2021 - 262с. - ISBN: 978-5-534-06161-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologiya-lichnosti-i-mezhlichnostnyh-otnosheniy-472179
  • Под общ. ред. Рогова Е.И. - ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2021 - 509с. - ISBN: 978-5-534-07328-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/organizacionnaya-psihologiya-468669
  • Спиридонов В. Ф. - ПСИХОЛОГИЯ МЫШЛЕНИЯ. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ И ПРОБЛЕМ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2021 - 323с. - ISBN: 978-5-534-08295-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologiya-myshleniya-reshenie-zadach-i-problem-469100
  • Холодная М. А. - КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. КОГНИТИВНЫЕ СТИЛИ 3-е изд. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 309с. - ISBN: 978-5-534-06304-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/kognitivnaya-psihologiya-kognitivnye-stili-441934
  • Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е. - ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2021 - 423с. - ISBN: 978-5-534-02596-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologicheskoe-konsultirovanie-i-psihologicheskaya-korrekciya-468721
  • Якутенко Ирина - Воля и самоконтроль: Как гены и мозг мешают нам бороться с соблазнами - Альпина нон-фикшн - 2018 - ISBN: 9785961450248 - Текст электронный // ЭБС Alpina - URL: https://hse.alpinadigital.ru/book/14504