• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «История»

27
Апрель

История искусства и литературы

2021/2022
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватели


Левингер Светлана Викторовна

Программа дисциплины

Аннотация

Целями освоения дисциплины «История искусства и литературы» являются ознакомление с репрезентативной выборкой наиболее значимых произведений мирового словесного творчества и изобразительного искусства, а также освоение фундаментальных навыков, способствующих глубокому и адекватному понимаю литературных текстов. Студенты получают представление об исторических и типологических аспектах жанров и форм, литературных и художественных стилях, возможностях прочтения литературных произведений и произведений искусства в их социально-исторической и культурной обусловленности.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление студентов с основными понятиями и методами филологического анализа в цифровую эпоху на материале прозаических и поэтических текстов XVIII-XXI веков
  • Знакомство студентов с методами компьютерного анализа художественного текста на материале прозаических и поэтических текстов XVIII-XX веков
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Способен грамотно строить коммуникацию, исходя из целей и ситуации общения
  • Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода)
  • Способен осваивать специальную литературу на нескольких языках
  • Умеет дать развернутый ответ по тематике семинара, умеет работать с научным материалом
  • Умеет критически прочитывать предложенные к семинарским занятиям тексты, сравнивать исследовательские позиции авторов, использовать почерпнутые в них аргументы для участия в дискуссиях и собственных текстах
  • Умеет писать аналитический текст, опираясь на изученные методы анализа изобразительных и литературных произведений
  • Умеет писать аналитический текст, опираясь на изученные методы анализа изобразительных и литературных произведений
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в историю искусства
  • Произведение искусства как текст.
  • Искусство и действительность.
  • Историческая живопись: история жанра.
  • Портрет
  • Пейзаж.
  • Фотография как вид искусства и исторический источник
  • Специфика литературы как вида искусства
  • Фольклор и литература: искусство формулы
  • Литература как форма концептуализации опыта
  • Фигуры рационализма и наоборот: Просвещение и контр-Просвещение
  • Буржуа и его роман
  • Город как текст
  • Голая жизнь и как стать свидетелем непереносимого опыта
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа складывается из активного участия студентов в обсуждениях тем лекционных и семинарских занятий, в ходе которых формулируются и закрепляются основные идеи курса, а его материал подвергается критическому анализу. Темы занятий известны заранее, и студентам предлагается подготовиться к ним в ходе самостоятельной работы, собрав релевантные факты и/или познакомившись с ключевыми текстами по соответствующей проблеме (см. примеры тематических заданий ниже). На занятиях студенты имеют возможность выступить с устным ответом, инициировать дискуссию, ответить на вопросы преподавателя или задать свои вопросы аудитории, а преподаватель фиксирует уровень активности каждого из присутствующих (посетил(а) занятие, но не принял(а) участия в обсуждении; участвовал(а) в обсуждении; внес(ла) существенный вклад в обсуждение) и ставит оценку по итогам прошедших семинаров, исходя из критериев оценивания данной формы текущего контроля.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Представляет собой ответы на вопросы тематически и концептуально связанные с темами, обсуждавшимися на семинарских занятиях.
  • неблокирующий Экзамен
    Для студентов, получивших неудовлетворительную оценку, предусматривается возможность пересдачи. Первая пересдача проводится в период пересдач, ее осуществляет выставивший оценку по промежуточной аттестации. Время прохождения назначается Учебным Офисом согласно расписанию дополнительной сессии. Процедура полностью соответствует процедуре сдаче экзамена. Допускается дистанционная организация. Пересдаче подлежит только оценка, полученная на экзамене. Ранее накопленная оценка не может изменяться. Вторая пересдача идентична процедуре сдачи экзамена и может проводиться в том числе в дистанционном формате и принимается комиссией в составе не менее трех человек. Дата второй пересдачи, состав комиссии и ее председатель определяются письменным распоряжением руководителя департамента, ответственного за реализацию Дисциплины. Оценка за вторую пересдачу выставляется по согласованию членов комиссии.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.6 * Экзамен + 0.2 * Контрольная работа + 0.2 * Аудиторная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Гиленсон Б.А. - ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ОТ АНТИЧНОСТИ ДО СЕРЕДИНЫ XIX ВЕКА В 2 Т. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2016 - 677с. - ISBN: 978-5-9916-6883-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-zarubezhnoy-literatury-ot-antichnosti-do-serediny-xix-veka-v-2-t-389867
  • Миф и жизнь в кино: Смыслы и инструменты драматургического языка: Справочное пособие / Талал А. - М.:Альпина нон-фикшн, 2018. - 394 с.: 60x90 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-91671-777-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1002629
  • РОЗИН В.М. (2015). Опыт междисциплинарного социологического исследования (на материале книги З. Баумана «Актуальность холокоста»). Философия Науки и Техники, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16906654
  • Федоров, С. (2013). Британская идентичность/идентичности в раннее новое время. Вестник Санкт-Петербургского Университета. Серия 2. История, 3.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Bourdieu, P. (1986). Distinction : A Social Critique of the Judgement of Taste. Taylor & Francis [CAM].
  • Гиленсон Б.А. - ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ США В 2 Т 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2016 - 696с. - ISBN: 978-5-9916-6094-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-literatury-ssha-v-2-t-388160
  • Забелин, И. Е. История города Москвы / И. Е. Забелин. — Санкт-Петербург : Издательство "Лань", 2013. — 370 с. — ISBN 978-5-507-10060-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/9796 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Иванов, К. А. Средневековой город и его обитатели / К. А. Иванов. — Санкт-Петербург : Издательство "Лань", 2013. — 123 с. — ISBN 978-5-507-12570-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/10000 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Соколов Ю. М. ; под науч. ред. Аникина В.П. - РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР (УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО) В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 4-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 203с. - ISBN: 978-5-534-07081-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkiy-folklor-ustnoe-narodnoe-tvorchestvo-v-2-ch-chast-1-433686