• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «История»

07
Апрель

Риторика: практика устной и письменной коммуникации

2018/2019
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе освоения данной дисциплины «Риторика: практика устной и письменной коммуникации» студенты-историки знакомятся с искусством риторики, изучают особенности научного стиля речи, дисциплина формирует навыки построения устной.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование навыков построения устной и письменной коммуникации в академической среде
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент знает структуру и прагматику устной и письменной научной коммуникации, особенности научного стиля, принципы организации устного выступления и письменных текстов
  • Студент умеет применять полученные знания при создании исследовательских работ в письменной и устной форме
  • Студент владеет основными приемами риторического оформления речи, анализа научных текстов и подготовки самостоятельных научно-исследовательских работ, формировать библиографию, составлять план письменной работы, отбирать речевые средства, пригодные для научного стиля речи и необходимые для достижения целей научной коммуникации
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Предмет «Риторика: практика устной и письменной коммуникации» и место данного предмета в цикле гуманитарных дисциплин. Основы речевого мастерства и научный дискурс
    Что такое риторика? Что такое академическое письмо? Academical writing как процесс обучения. Академическое письмо и научная презентация. Основы ораторского искусства (риторики). Исторический обзор западно-европейской и отечественной риторики. Типы ораторов. Внешний облик оратора и его связь с характером выступления и аудиторией. Знаменитые ораторы. Ораторское мастерство в науке. Научная проза и ораторская проза. Ученый-оратор. Основы речевого мастерства и научный дискурс. Мышление и речь. Навыки речевого выражения мысли. Приемы упрощения и усложнения при изложении. Лаконичность речи. Как сделать нашу речь понятнее?
  • Классическая риторика в работе над современными текстами. Правильность, ясность и красота речи
    О трех достоинствах в речи: правильности, ясности и красоте. От чего зависит ясность и как ее добиться. Богатство лексикона: всегда ли хорошо его демонстрировать. Об украшениях речи. Фигуры речи и фигуры мысли. О приличии как важнейшей для любого автора вещи. О допустимых отступлениях и позволительных шутках. Ритмика фразы (учение о трех cursus).
  • Средства выразительности в научном тексте. Речевые фигуры и тропы. Правильность речи
    Использование специальных стилистических средств. Употребление интонационных конструкций. Адекватное использование лексических средств и синтаксических конструкций. Поиск синонимов и адекватных лексических замен. Правила лексической сочетаемости. Основные фигуры речи. Метафора и метонимия. Прагматика образной составляющей научного дискурса. Разработка специальной лексики, создание собственной терминологии. Матафоричность и метанимичность научных терминов. Значение научных терминов и способы их толкования. Научный жаргон. Как избежать жаргонизмов в научном стиле? Формирование подстиля и подъязыка в той или иной области. Создание терминологии и разработка собственного идиостиля.
  • Стилистика. Функциональные стили русского языка. Общие свойства научного и публицистического стиля
    Стилистика и основные функциональные стили. Стилистический характер письменного и устного текста. Особенности устного выступления по сравнению с письменным изложением. Приемы стилистической обработки текста в соответствии с аудиторией и прагматикой. Понятие языковой нормы. Языковая норма в речи и стиль публичного выступления. Иностранная лексика. Роль лексических заимствований. Социолингвистические особенности речи. Научный и публицистический стили. Их особенности.
  • Жанры научного стиля (обзор, резюме, эссе, проект, доклад, курсовая работа, научная презентация)
    Основные жанры научного стиля: обзор, эссе, диплом, доклад, курсовая работа, диссертация, резюме, аннотация, статья, рецензия, тезисы, научный проект, научно-критическая статья. Аналитическое чтение научных и научно-популярных статей с установкой на выявление риторической составляющей текста. Анализ научных выступлений известных ученых с риторической точки зрения. Установка на создание «идеального» научного дискурса. Характерные признаки научного дискурса «высокого класса».
  • Эссеистика и реферирование. Навыки конспектирования, реферирования и работы над эссе
    Развитие навыков составления конспектов и работы над аналитическим рефератом. Эссе на стыке научного и научно-популярного стиля. Эссе в русской и в англо-саксонской традиции. Эссе как учебная письменная работа. Эссе и реферат. Порядок чтения статьи при беглом просмотре и аналитическое (медленное) чтение. Анализ удачных и неудачных сторон той или иной научной публикации. Опыт составления литературного обзора. Структура аннотации. Краткий пересказ статьи. Формирование и выражение собственной позиции по поводу прочитанного. Реферирование и аннотирование в рамках научного дискурса. Научное реферирование. Написания учебных работ: конспект, реферат, эссе, научно-популярный очерк. Навык создания резюме, обзора, проекта, доклада.
  • Опыт создания текста научно-исследовательской работы. Правила цитирования. Структура работы. Аргументация
    Работа над самостоятельным научным текстом. Выбор темы, формулировка названия. Корреляция между содержанием и темой научного исследования. Тема исследования и название (заглавие) научной работы. Два компонента в заглавии: тема и рема. Понятие ключевых слов. Формулировка темы. Типичные ошибки при формулировании темы. Трудности при работе над заглавием статьи, доклада, презентации, курсовой работы. Материал и библиография. Обзор литературы. Правила цитирования. Работа с источниками (архивы, библиотеки, полевые наблюдения, звучащая речь, грамматики, словари, компьютерные корпусы, правила формирования собственного корпуса или подкорпуса). Электронные библиотечные ресурсы. Опасность плагиата. Компьютерные программы в исследовании текстов. Где и как следует сказать о материале и о программном обеспечении исследования? Обзор научной литературы. Цитирование источников и принципы оформления справочно-библиографического аппарата по ГОСТу, «оксфордской системе» и др. Предыстория исследования. Метод исследования и научная традиция, школа, научная парадигма. Курсовая работа. Формирование структуры текста. Правила логики, действующие при создании текста. От идеи к структуре. Аргументация и композиция в научном дискурсе. Логика изложения. Роль и структура введения к научной работе. Формулировка основной проблемы исследования. Основная часть: материал и методы исследования; основные гипотезы; их испытание; результаты исследования. Изложение результатов, выводы и последовательность их аргументации. Разделы и подразделы исследования: нумерация подразделов и допустимая глубина нумерации. Роль заключения в тексте работы: квинтэссенция работы. Компоненты заключения: переход от основной части, формулировка результатов, последствия исследования и перспективы, финал. Научная этика. Благодарность: где и как выразить свою признательность коллегам.
  • Полемика. Искусство научной дискуссии
    Цели и характер устного выступления. Структура и прагматика научного диспута. Основные правила ведения дискуссии. Речевой этикет. Способы достижения признания отстаиваемой точки зрения. Организация и проведения нескольких коллоквиумов, содержащих дискуссию на определенные научные темы в области литературоведения и/или лингвистики. Спор с оппонентом(-ами), этика в научном диспуте.
  • Особенности ораторского мастерства в науке Анализ устных и письменных образцов «идеального» научного дискурса
    Аналитическое чтение научных и научно-популярных статей с установкой на выявление риторической составляющей текста. Анализ научных выступлений известных ученых с риторической точки зрения. Установка на создание «идеального» научного дискурса. Характерные признаки научного дискурса «высокого класса». Особенности ораторского мастерства в академической среде. Способ подачи материала в разных научных традициях: «объективированный» стиль изложения или влияние личности исследователя, авторизация. Стилистический шов – научно-популярные тексты. Формирование структуры научного текста. Правила логики, действующие при создании текста. От идеи к структуре. Аргументация и композиция в научном дискурсе. Логика изложения.
  • Научная работа: конспект, реферат, эссе, доклад, отчет, учебная статья
    Основные жанры научного дискурса и их направленность. Характер дискурса и тип реципиентов, целевая аудитория. Приемы овладения основными жанрами научного и профессионального дискурса. Отличие реферата от конспекта. Степень авторства в конспекте, реферате, эссе и т. п. Эссе в российской и американской научной традиции. Жанр научно-популярного очерка. Жанр историко-культурного очерка. Обращенность к широкой аудитории читателей.
  • Приемы оформления научной работы в письменной и устной форме. Аргументация и композиция. Логика изложения
    Основные приемы подачи исследовательского материала в письменной и устной форме. Различие этих двух форм представления научной работы. Изложение результатов, выводы и последовательность их аргументации. Разделы и подразделы исследования: нумерация подразделов и допустимая глубина нумерации. Роль заключения в тексте работы: квинтэссенция работы. Компоненты заключения: переход от основной части, формулировка результатов, последствия исследования и перспективы, финал. Научная этика. Благодарность: где и как выразить свою признательность коллегам. Суть письменной формы научного дискурса. Особенности устной презентации (в форме доклада).
  • Опыт формирования презентации-доклада на тему научного исследования. Визуальное представление данных
    Различные типы визуальной презентации: таблицы и графики. Разнообразие типов графиков. Выбор типа графика в зависимости от характера представляемых данных. Подписи к иллюстрациям и таблицам как самостоятельный элемент научного текста. Визуальное сопровождение устных докладов. Основные принципы составления презентаций, типичные ошибки. Логика отбора материала и порядок формирования слайдов. Разнообразие стратегий презентации. Визуальная риторика: связь графической презентации и текста выступления. Составление презентации в PowerPoint: отбор материала, структура слайдов. Составление хэндаутов.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий. Каждое семинарское занятие предполагает обсуждение одной темы (содержит несколько сформулированных вопросов) по материалам лекционных занятий
  • неблокирующий Самостоятельная работа
    Выполняется письменно и состоит из небольших упражнений, проверяющих усвоение материала лекций и семинаров. Направляется студентам по электронной почте. Студенты направляют ответ преподавателю также по электронной почте. Преподаватель дает обратную связь студентам на следующем семинаре, разбирая основные ошибки.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Выполняется письменно в аудитории. На написание контрольной работы отводится 180 минут. Не разрешается пользоваться никакими источниками. Контрольная работа состоит из трех частей: - исправление логических ошибок в тексте; - написание аннотации к статье; - реферирование предложенной преподавателем статьи. Предлагается студентам в нескольких вариантах.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в аудитории устно по билетам. Студенту требуется ответить на 3 вопроса (в билете). Вопросы составлены на основе пройденного материала, студент имеет возможность подготовиться к экзамену, источниками на экзамене пользоваться не разрешается. На подготовку студенту отводится не более 30 минут. На устный ответ не более 15 минут. Пользоваться дополнительными материалами не разрешается.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.075 * Аудиторная работа + 0.075 * Контрольная работа + 0.15 * Самостоятельная работа + 0.7 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Аннушкин В.И. - Риторика. Вводный курс - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - 296с. - ISBN: 978-5-89349-933-9 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/85847
  • Аннушкин В.И. - Риторика. Экспресс-курс - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - 223с. - ISBN: 978-5-89349-896-7 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/85845

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Ломоносов М.В.  - Краткое руководство к красноречию. — Кн. 1: В коей содержится Риторика… - Издательство "Лань" - 2013 - 158с. - ISBN: 978-5-507-10111-5 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/6588