• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Внедрение кейс-метода в преподавание

12 преподавателей НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург в рамках обучения по программе Кейс-центра (The Case Centre, Великобритания) подготовили учебные кейсы для внедрения в учебный процесс кампуса и включения в международную базу кейсов. Еще 24 сотрудника кампуса осваивают навыки подготовки мультимедийных кейсов на программе повышения квалификации НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург.

Внедрение кейс-метода в преподавание

iStock

Кейс-центр – ведущий международный центр компетенций по внедрению в образовательный процесс метода case-study как одного из самых эффективных способов обучения навыкам решения проблемных ситуаций. Кейсы из базы Кейс-центра широко используются в преподавании в ведущих бизнес-школах мира и формируют знания об управленческом опыте как национальных, так и международных компаний. 

Специально для кампуса Кейс-центр подготовил образовательный модуль, который прошел в онлайн-формате с февраля по апрель 2021 года. Программа модуля включала в себя теоретический блок по методикам написания кейсов и углубленную работу над написанием собственных кейсов.  Участники программы в сотрудничестве с компаниями-партнерами кампуса – Яндекс, Биокад, Музей Фаберже, Лента, Издательский дом «Бранко» – подготовили шесть учебных кейсов, которые будут использованы в образовательном процессе в бакалавриате и в магистратуре:

  1. «Who is in Charge? Yandex and Ethics of Ride-Hailing», авторы: Андрей Салтан и Максим Сторчевой
  2. «The Fabergé Museum in St. Petersburg: Balancing Culture and Business», авторы: Елена Зеленская и Юлия Трабская
  3. «Russian Pharmaceutical Company, BioCad», авторы: Наталья Волкова и Мария Плахотник
  4. «Yandex NV - a perfect investment opportunity?», авторы: Елена Рогова и Варвара Назарова
  5. «The end of the print run for Branko: the downfall of a book publishing business in St. Petersburg», авторы: Юлия Леевик и Ийя Чуракова
  6. «Personnel is everything!», авторы: Ольга Минина и Анна Шахвердова

21 июня прошла финальная презентация кейсов , где участники представили результаты обучения и совместной работы с компаниями-партнерами. Далее эти кейсы не только будут использоваться в образовательном процессе, но также будут включены в международную базу Кейс-центра – одну из крупнейших коллекций учебных кейсов со всего мира.

Волкова Наталья Владимировна

Наталья Волкова, доцент департамента менеджмента Санкт-Петербургской школы экономики и менеджмента (ШЭМ):

Я бы назвала это обучение увлекательным путешествием в область кейсов. Полученный опыт бесспорно расширил горизонт педагогических навыков, а также появилась возможность посмотреть на эту практику с новой для меня стороны. С Биокадом мы сотрудничаем по разным академическим активностям, они всегда оперативно реагируют на наши запросы, поэтому мы остановились на этой компании.

Наталья Бойцова, руководитель направления молодежных образовательных проектов BioCad:

Привлекая студенческие команды к решению внутренних задач компании через практические кейсы, выигрывают обе стороны: для бизнеса это возможность получить альтернативный взгляд на представленную в задаче ситуацию и применимый результат; для студентов, кроме интересного опыта и релевантной строчкой в резюме, такой формат взаимодействия может завершиться приглашением на стажировку в компанию.

София Григорьева, заместитель директора по организационной работе и развитию, Музей Фаберже в Санкт-Петербурге, о кейсе «The Fabergé Museum in St. Petersburg: Balancing Culture and Business»:

Мы надеемся, что разработка данного учебного кейса и его внедрение в учебный процесс дадут практическую пользу студентам, стремящихся посвятить свою будущую трудовую деятельность управлению организаций в целом и в сфере культуры в частности. Особенно в столь непростые времена сфера культуры нуждается в творческом и инновационном подходе в управлении и поиском новых решений для развития своих экономических моделей. Мы верим, что в работе с кейсом студенты будут проявлять креативный подход и развивать свои профессиональные качества, которые потом смогут внедрить на практике в своей будущей работе и принести пользу. Благодарим коллег из ВШЭ за сотрудничество и прекрасно проделанную работу при подготовке кейса.

Леевик Юлия Сергеевна

Юлия Леевик, доцент департамента финансов ШЭМ:

Впечатление от обучения самое позитивное. Особенно понравилось, что ведущим был очень опытный, выдающийся преподаватель, автор большого количества кейсов, яркий, интересный человек, Prof. Trevor Williamson, который дал много полезных советов и одобрил наш кейс о малом бизнесе. Это очень воодушевило меня и мою коллегу И.Ю. Чуракову, поскольку все наши коллеги выбрали большие компании, и тут мы с «крошечным» издательством. Однако, в ходе дискуссии по кейсу мы совместно с Тревором обозначили очень важные обучающие цели, которые сделали кейс ценным. Он уже успешно апробирован в июне на трех программах разного уровня. Теперь мы с коллегой планируем написать серию кейсов о малом бизнесе, тем более, что с сентября начнется наш межкампусный факультатив «Финансовая аналитика для малого бизнеса».

Назарова Варвара Вадимовна

Варвара Назарова, доцент департамента финансов ШЭМ:

Это был яркий, насыщенный курс, который помог разобраться с тем что такое кейс, каким он может быть и как позволяет повысить практическую ценность занятий. Для меня очень важным моментом был лектор – носитель языка и специалист своего дела.

Анна Шахвердова, директор Центра проектов и образовательных программ ИДПО НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург:

Наш кейс посвящен задаче разработки эффективной системы создания кадрового резерва «ЛЕНТА РОСТа» для достижения стратегической цели компании – удвоение торговых площадей в течение ближайших двух лет. В ходе обучения в том числе важно было понять, как искать идеи, какая история может превратиться в кейс, а какая нет. В итоге систему по разработке кейса мы получили – и это несомненная польза, но превращение их в устойчивые навыки – задача будущего. Для себя я пришла к выводу, что подготовка кейса – это командная работа: не каждый преподаватель может иметь компетенции писателя захватывающих детективных бизнес-историй. Мне эти навыки предстоит в себе развить. Созданный кейс после его апробации и доработки может быть использован не только на программах бизнес образования ИДПО НИУ ВШЭ – надеюсь, что реальная история разработки эффективной системы кадрового резерва может быть интересна всем компаниям, перед которыми стоит задача быстрого роста. Ведь рост компании без наличия подготовленных и мотивированных людей невозможен.

В целях расширения применения кейс-метода в обучении и в контексте повсеместного распространения практики представления кейсов в мультимедийном формате Управление образовательных программ НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург подготовило программу повышения квалификации «Разработка мультимедийных кейсов: от идеи до прототипа» для подготовки мультимедиа кейсов.

Онлайн-программа стартовала 22 июня и завершится в сентябре. В рамках программы 24 сотрудника кампуса пройдут путь от идеи мультимедийного кейса до его прототипа – проанализируют существующие мультимедийные кейсы из разных областей, при поддержке экспертов разработают проект собственного кейса, в том числе сценарий и проект «раскадровки» (storyboard), подготовят методические рекомендации по работе с кейсом (teaching notes). Их дальнейшее применение позволит студентам экспериментировать и принимать решения в контролируемой и смоделированной среде, а также мгновенно в интерактивном режиме получать обратную связь в ответ на свои действия/ решения.

Родионова Евгения Владимировна

Евгения Родионова, директор Центра онлайн-обучения НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург:

Электронное обучение или e-learning – уже реальная и неотъемлемая часть образовательного процесса, а мультимедийные кейсы позволят сделать онлайн-компонент более разнообразным и интерактивным. Метод case-study активно применяется в зарубежной и российской практике. Кампус уже организовал обучающий модуль по разработке учебных кейсов, и разработка мультимедийных кейсов – следующий этап. У преподавателей много идей, и наша задача – помочь им воплотить свою идею в мультимедийный кейс и успешно внедрить его в учебный процесс.