• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Прорабатывать теоретический фокус

Калеменева Екатерина, аспирантка департамента истории НИУ ВШЭ Санкт-Петербург. «Программа академической аспирантуры Высшей Школы Экономики предоставляет важный баланс для начинающего исследователя: с одной стороны, она помогает углубить свои знания в выбранном направлении, с другой, обучение в ней позволяет быстро стать участником международного научного поля».

- Почему Вы выбрали аспирантуру Питерской Вышки?

- После окончания магистратуры факультета истории в Европейском университете в Санкт-Петербурге передо мной возник вполне предсказуемый вопрос, где продолжать свою исследовательскую деятельность. Я точно решила, то хочу развивать начатое изучение процессов урбанизации Советского Крайнего Севера в 1950-1970-е годы, к тому же, я понимала, что для того, чтобы сделать действительно качественное исследование, крайне важно не останавливаться на достигнутом уровне, а систематически развивать свои знания. Потому мне показалась, именно программа академической аспирантуры Высшей Школы Экономики предоставляет важный баланс для начинающего исследователя: с одной стороны, она помогает углубить свои знания в выбранном направлении, с другой, обучение в ней позволяет быстро стать участником международного научного поля.

- Что особенного предлагает академическая аспирантская программа НИУ ВШЭ?

- Если говорить коротко, то академическая аспирантура Питерской Вышки дает уникальные условия и возможности для профессионального академического и личного развития. Можно выделить несколько важных моментов обучения в академической аспирантуре, делающих ее, на мой взгляд, уникальным местом в России. Во-первых, это удивительно плотная академическая среда и насыщенная научная жизнь в департаменте и во всем университете. Благодаря тому, что сотрудники департамента истории являются виднейшими специалистами в различных направлениях, с первых же дней аспирант погружается в атмосферу плотной академической работы, имея возможность постоянно обсуждать свой исследовательский проект с коллегами. Последнее очень важно, поскольку отношение к аспирантам в Вышке действительно как к коллегам, что также стимулирует соответствовать этому неформальному статусу.

К тому же, важен сам обучающий характер аспирантуры. Аспирантура в Вышке – это не просто три года для написания диссертации. Обучение в ней предполагает систематическое углубление своих знаний в выбранной дисциплине, а также возможность постоянного совершенствования своих исследовательских навыков. К примеру, в учебный план аспирантов департамента истории в течение первого года обязательно включены несколько курсов, основных на семинарских занятиях, посвященных изучению новейшей историографии и современных подходов к историческим исследованиям. Существуют исследовательские семинары, на которых аспиранты обсуждают предварительные результаты диссертационного исследования с преподавателями департамента. Помимо этого, постоянно проводятся специальные мастер-классы с приглашенными международными специалистами, в рамках которых есть также возможность в более неформальной обстановке обсудить свой диссертационный проект. В целом, это дает возможность проведения своего исследования на совершенно ином уровне: программа академической аспирантуры учит грамотно формулировать исследовательские вопросы, актуальные для мировой науки, тщательно прорабатывать теоретический фокус своей диссертации, а также детально анализировать источники для подтверждения своих гипотез.

- Вы упомянули про международный уровень исследований. Какие перспективы в этом направлении есть у аспирантов Высшей школы экономики?  

- Академическая аспирантура предоставляет широкие возможности для международного сотрудничества. К примеру, на семинарах департамента истории постоянно проводятся семинары с участием приглашенных иностранных профессоров. Более того, на втором году обучения академические аспиранты должны пройти стажировку в иностранном вузе, который они сами выбирают. Это позволяет погрузиться в иную академическую среду, тесно сотрудничать со специалистами в своей теме, работать в иностранных библиотеках и архивах, важных для диссертации, а также презентовать результаты своего исследования на различных международных площадках. К примеру, в предстоящем учебном году я собираюсь поехать в Королевский институт технологий в Стокгольме. Я изучаю процессы урбанизации советского Крайнего Севера в послевоенные годы, когда на карте страны появилось несколько сотен новых индустриальных поселений в арктической зоне. Примечательно то, что концепцию освоения этого региона и непосредственные проекты заселения зачастую создавали специалисты из центра, потому мне важно проследить какую модель взгляда на почти незнакомый для них регион они транслировали и какие интересы стояли за ней, как менялись их взгляды на пространство, о котором они почти ничего не знали, как происходила коммуникация между центральными и местными специалистами. Через анализ проектов и практики урбанизации Арктики в 20 веке я пытаюсь посмотреть, как этот огромный регион пытались сделать равномерной частью Советского Союза и к чему в результате это привело. Швеция в этом отношении также представляет большой интерес, поскольку там почти в то же время проходили схожие процессы, однако решение возникающих проблем строилось по иной модели. Именно поэтому в качестве места для стажировки я решила выбрать Стокгольм, поскольку это позволит лучше изучить скандинавский кейс, а также даст возможность более тесного сотрудничества с местными специалистами.

То, что аспиранты департамента истории постоянно принимают участие в различных международных конференциях и летних школах, можно считать одним из показателей результативности этой системы обучения, на которой основана программа академической аспирантуры. К примеру, только за прошедшие полгода я участвовала в конференциях в Петербурге, Венеции, Будапеште, в летней школе в Берлине и во встрече международного коллектива по исследованию экологической истории России на Байкале. Конечно, активная научная деятельность требует большого количества сил и времени и на проведение исследования, и на презентацию его результатов, но она вдохновляет двигаться дальше. Наверное, именно за это желание постоянного профессионального развития как историка я очень благодарна Вышке уже после первого года обучения в ней.