Питерская Вышка рекомендует 10 книг по менеджменту в индустрии туризма
Cписок книг, которые дают студентам и абитуриентам магистерской программы «Экономика впечатлений» представление о получаемой профессии и сфере научных знаний.
Cписок книг, которые дают студентам и абитуриентам магистерской программы «Экономика впечатлений» представление о получаемой профессии и сфере научных знаний.
Валерий Эрнстович Гордин, руководитель магистерской программы «Экономика впечатлений: менеджмент в индустрии гостеприимства и туризме» рекомендует:
Экономика впечатлений. Работа – это театр, а каждый бизнес – сцена.
Б. Джозеф Пайн II, Джеймс X. Гилмор
Эта книга, давшая название нашей магистерской программе, изначально рассматривалась как маркетинговое пособие, стала основой стратегии взаимодействия производителей и потребителей товаров и услуг. Она о том, что в соответствии с французской пословицей «послевкусие в вине важнее его вкуса». Значит, мы, как обучая будущих производителей услуг в сфере туризма и гостеприимства, должны научить их не только создавать сегодняшнюю удовлетворенность потребителей, но уметь создать у них приятные воспоминания в будущем. Это потребует умения театрализовать предоставление услуг, привить сотрудникам актерские навыки, а самому руководителю выступать в роли сценариста и режиссера. Итак, читайте эту книгу и вообразите себя не просто менеджером в сфере гостеприимства, а разноплановым театральным деятелем. Ведь, не зря, авторы дали своей книге подзаголовок «Работа – это театр, а каждый бизнес – сцена».
Тематические парки мира.
Александрова А.Ю., Селинкина О.Н.
Данное учебное пособие является пока единственной в России работой, в которой всесторонне рассматриваются Тематические парки мира. Освещаются история их возникновения, современное состояние и тенденции долгосрочного развития. Подробно анализируется деятельность крупнейших операторов паркового бизнеса. Большое внимание уделяется особенностям развития тематических парков по регионам мира. Раскрывается роль тематических парков в модернизации региональной экономики и подъеме социальной сферы. Рекомендовано для студентов, преподавателей, представителей турбизнеса, работников турадминистраций, членов туристских общественных организаций и любителей путешествий.
Мария Александровна Дедова, преподаватель, в рамках программы, ведет курсы: Festival Management, Управление организацией сферы услуг, Научно-исследовательский семинар представляет вниманию следующие книги:
Event studies. Theory, Research and Policy for Planned Events.
Getz D. (2012). London; New York: Routledge, 2012, 2nd ed.
Автор книги Дональд Гетс является одним из основоположников исследований в сфере событийного менеджмента. В книге собран его многолетний опыт работы и представлен детальный анализ различных аспектов организации и проведения событий как с теоретической, так и с практической точек зрения. Из книги Вы узнаете, каким образом события влияют на экономическую, политическую, социальную и культурную сферы общественной жизни, почему некоторые события успешны, а другие нет, как можно усилить конкурентные преимущества организуемого события и привлечь большее число посетителей, а также, каких ошибок стоит избегать при планировании и проведении событий. Кроме того, в книге содержится подробный обзор методологических подходов и теорий, используемых в изучении событийного менеджменту, так что для студентов, планирующих проводить исследования в этой сфере, она просто незаменима. Также удобно будет воспользоваться обширным списком литературы, представленным автором. На мой взгляд, каждый, кто каким-либо образом связан с темой событийности, будь то студент, исследователь, практик индустрии, а, может быть, и просто посетитель события, должен познакомиться с этой книгой и, я уверена, он откроет для себя много нового.
Festival and events management. Routledge.
Yeoman, I., Robertson, M., Ali-Knight, J., Drummond, S., & McMahon-Beattie
Эта книга, впервые выпущенная в 2003 году, уже неоднократно переиздавалась, пользуясь неизменным спросом у людей, интересующихся менеджментом событий, в частности фестивалей, в сфере культуры, туризма и креативных индустрий. Среди авторов книги есть как исследователи, так и практики, что позволило собрать уникальный для менеджеров событий материал по разработке стратегий управления событиями. Особенный интерес представляют кейсы, посвященные менеджменту событий, проводящихся в различных уголках планеты, и отличающихся по целям проведения, масштабу и тематике. Так, например, есть кейсы, посвященные Олимпийским играм, гастрономическим событиям в Италии, всемирно известным фестивалям культуры в Эдинбурге и многим другим событиям. Каждая глава книги содержит также вопросы для самопроверки, что очень удобно, если Вы настроены на серьезное и вдумчивое чтение.
Юлия Георгиевна Трабская, в рамках программы, ведет курсы: Informal Culture of Saint Petersburg; Restaurant Business; Festival Management рекомендует книги для ознакомления
Eventful Cities: Cultural Management and Urban Revitalisation.
London: Routledge. Richards, G. and Palmer
Это еще одна книга о событиях, авторы которой объясняют феномен популярности событий в современных городах. С конца 1980-х годов в стратегии развития многих городов, столкнувшихся с проблемами социально-экономического характера, оттоком населения, в частности молодежи, в более крупные города, обострением социального неравенства, необходимостью регенерации городского пространства включаются задачи по развитию событийности. Авторы книги представляют теоретический анализ причин и следствий событийного движения, уделяя особое внимание роли стейкхолдеров, прямо или косвенно получающих выгоды от проводимых событий. Эта книга будет, безусловно, интересна всем, кто планирует работать в сфере событийного менеджмента или культурного туризма, так как в ней Вы найдете множество практических рекомендаций о том, как сделать городские события успешными и запоминающимися.
Tourism and Gastronomy
Hjalager, A-M & Richards, G. (Eds.).
Книгу “Гастрономия и туризм” необходимо прочитать всем, кто хочет понять значение, которое играет гастрономия в сфере туризма, в туристической привлекательности стран, регионов, городов. Долгое время исследователи и практики туристской отрасли рассматриали гастрономию как утилитарный, перефирийный элемент туристского продукта. В книге “Гастрономия и туризм” гастрономия рассматривается как ключевой элемент туристского продукта и как важнейший инструмент продвижения территорий на международный туристский рынок. В книге собран общирный матриал, касающийся теоретических и практических аспектов взаимодействия сфер гастрономии и туризма: типология гастрономического туризма; классификация мотивов гастрономических туристов; туризм как двигатель процессов глобализации и локализации в сфере гастрономии; вопросы интеллекктуальной собственности в сфере гастрономии; меняющаяся природа отношений между гастрономией и туризмом. Книга будет полезна для студентов занимающихся исследованием сферы ресторанного бизнеса, гастрономии, а также для тех кто изучает инструменты повышения конкурентоспособности территорий на туристском рынке, пути формирования территориальнах брендов, поскольку гастрономия – это один из эффективных путей формирования конкурентного преимущества территории, перспективная основа создания бренда дестинации. Также, удобно будет воспользоваться обширным списком литературы, представленным автором.
Марина Владимировна Матецкая, доцент, в рамках программы ведет курсы Научно-исследовательский семинар, Методы проведения научных исследований в индустрии гостеприимства и туризме.
Чтобы погрузиться в атмосферу «креативности» и понимания теоретических основ данного термина как характеристик современного образа жизни, работы и путешествий, рекомендую прочитать книги, ставшие основой современного движения «креативных городов».
The creative city: A toolkit for urban innovators.
Landry, C.
Автор книги, Чарльз Лэндри, известный урбанист, причем не только ученый (профессор нескольких крупнейших университетов), но и практик - консультант городского планирования. Он стал известен благодаря выходу этой книги в 1995 году, и это лишь одна 40 публикаций автора, где он развивает концепцию креативного города. Начиная с 80-х годов ХХ века, на основе его идей многие крупнейшие города мира пересмотрели подходы к планированию и управлению развитием территорий. На русский язык книга переведена и издана в 2011, кроме того, в сети можно найти множество публикаций профессора о концепции креативного города и ее развитии, он ведет собственный сайт, блог и колонку в прессе.
Cities and the creative class. Routledge.
Florida, R.
Книги Ричарда Флориды о креативном классе необходимо прочитать всем, кто хочет разобраться в сути понятий креативных профессий и роли этих специалистов в развитии современного общества. Важным для комфортной жизни креативного класса является наличие городской инфраструктуры: ресторанах, кафе, местах досуга, парках, музеях и культурных центрах. Безусловно, эти факторы принципиально важны и для формирования впечатления от места пребывания или путешествия. Идеи Ричарда Флориды получили популярность по всему миру, и до сих пор она остается одной из самых дискуссионной. Книги Р.Флориды также переведены на русский язык.
Ксения Алексеевна Кузьмина, Ph.D., врамкахпрограммы ведет курс: PR and image making in Experience Industry
Imagineering the Butterfly Effect. Transformation by Inspiration.
Nijs, D.
Автор книги, профессор Диана Ниис из Университета прикладных наук города Бреда (Нидерланды), являясь также консультантом в области управления организацией сферы услуг, разработала инновационную концепцию, имаджиниринг, по изменению или редизайну ситуации (проблемы, продукта, услуги) через совместное творческое создание новой интерпретации ситуации (проблемы, продукта, услуги), которая поможет изменить поведение людей. В основе концепции имаджиниринга лежат такие понятия как совместное создание (co-creation), воображение, создание запоминающихся впечатлений на основе ценностей и убеждений людей. Один из принципов имаджиниринга – это воодушевление людей на перемены, мобилизация коллективной креативности для изменения сложной ситуации.
Один из примеров, который приводит автор в книге, - это преображение Антверпена. Этот бельгийский город полностью поменял социально-экономические условия жизни людей и отношение людей к городу с помощью редизайна бренда и основной концепции города. Лозунгом города стал «Город состоит из людей», где каждый может применить себя в городе, показать свои умения, быть полезным городу.
Данная книга вдохновляет на перемены!
Ирина Леонидовна Боровская, доцент, в рамках программы ведет курсы Научно-исследовательский семинар, Сетевые формы организации, Теория организации и организационный менеджмент
Cultural tourism: the partnership between tourism and cultural heritage management.
McKercher, B., Cros, H. D., & McKercher, R. B.
Это одна из первых и самых известных книг по культурному туризму, впервые выпущена в 2002 году. Книга интересна прежде всего тем, что раскрывает роль организаций культурного наследия в формировании предпосылок для развития туризма. Сотрудничество авторов – специалистов по туризму, и эксперта по управлению культурным наследием, дали возможность обосновать работающую модель партнерства организаций культуры и туризма, интегрировать теоретические и практические подходы менеджмента в этих сферах. В книге читатель найдет много интересных и даже экзотических кейсов, таких как Королевский дворец в Бангкоке, достопримечательности на островах Кука, и тюрьма Алькатрас в Сан-Франциско.