• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Реклю в «Границах истории»

«Элизе Реклю, так же как и Кропоткин, был убежден, что законы природы и моральные законы в сущности являются одним и тем же, и для того, чтобы изучать моральные законы, следует использовать методы, заимствованные из естественных наук». Научный сотрудник университета Констанца Паскаль Зигрист выступила с докладом «Реклю и Россия: анархизм, мировая история и географический детерминизм».

В рамках регулярного семинара «Границы истории» Центра исторических исследований и Департамента истории состоялось очередное заседание под руководством профессора, руководителя департамента истории Александра Михайловича Семенова (PhD), на котором выступила магистр философии Кембриджского университета, научный сотрудник университета Констанца Паскаль Зигрист с докладом «Реклю и Россия: анархизм, мировая история и географический детерминизм».  В качестве комментаторов выступили приглашенный профессор из Амхерст и Смит колледжей С.В. Глебов (PhD), старший преподаватель департамента истории И.В. Саблин (PhD), младший научный сотрудник Центра исторических исследований А.Л. Котенко (PhD). 

Проект Паскаль Зигрист связан с геополитикой конца XIX века. Одним из ярчайших ее представителей является Элизе Реклю.  Наиболее широко известный географ своего времени, Э. Реклю был анархистом и состоял в Парижской коммуне. Его географические взгляды были во многом обусловлены политическими. Так как предыдущие исследования работ Реклю рассматривались лишь во французском контексте, в своем выступлении Паскаль обратила внимание на влияние Российской мысли на деятельность Реклю и круга его соавторов (Эли Реклю, Шарля Перрона, Петра Кропоткина, Льва Мечникова и др.), многие из которых были русскими или получили образование в России.

Работы Реклю были рассмотрены в контексте российских споров о дарвинизме, материализме, позитивизме, историцизме. В докладе было отмечено влияние на идеи Реклю Михаила Драгоманова, Петра Кропоткина, Михаила Бакунина. Реклю заимствовал у М.А. Бакунина приверженность позитивистскому и материалистическому мировоззрению. Для М.А. Бакунина материализм был лишь противопоставлением идеализма, анархизм, таким образом, становился не чем-то метафизическим, а научным, неабстрактным, связанным с реальным миром.

Реклю, так же как и Кропоткин, был убежден, что законы природы и моральные законы в сущности являются одним и тем же, и для того, чтобы изучать моральные законы, следует использовать методы, заимствованные из естественных наук. Не менее важно, что Реклю придерживался точки зрения, согласно которой особенности государственного строя определяются условиями окружающей среды. Реклю и его коллеги пытались соотнести свои политические взгляды с естественно научными, поэтому они пытались включить социальные законы в законы природы. И это работало совсем как с теорией эволюции. В этом Реклю некоторые могут считать очень оригинальным читателем Дарвина, но, по словам Паскаль, стоит только сравнить это с восприятием идей Дарвина в России, это покажется уже не столь аутентичным.

Одним из ключевых моментов доклада стала идея о том, что географический взгляд, которого придерживался Реклю, является одним из методов трансгрессии марксистского исторического детерминизма. В связи с этой мыслью в ходе обсуждения после доклада были подняты вопросы об идее пространства в работах Реклю и его сподвижников. Паскаль отметила, что поворот к пространственному измерению, которое было очень близко Реклю, пришел именно из России, ученые которой в то время были очень открыты различным политическим течениям.

Профессор истории А. М.Семенов отметил, что центральными вопросами в этом контексте остаются пространство и время, а не география и история, и поинтересовался, как понималась концепция пространства у Маркса анархистами. Паскаль рассказала, что анархисты обладали весьма примитивными знаниями о марксизме, поэтому вели лишь будничные поверхностные беседы на эту тему.

 

Подготовила Елизавета Реутова