• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Диагностика дома - работа для социологов

Студентка факультета социологии Ксения Бурко о том, что такое практика у социологов, что думают и чувствуют те, кто «в поле», и зачем нужно изучать окурки возле дома и разбитые окна.

Студентка факультета социологии Ксения Бурко о том, что такое практика у социологов, что думают и чувствуют те, кто «в поле», и зачем нужно изучать окурки возле дома и разбитые окна.

«Здравствуйте, я студентка Высшей школы экономики. Мы проходим практику в Вашем районе. Не подскажете, что располагается в этом здании?» Взгляд, на время застывший на анкете в моих руках, медленно переходит на лицо. Услышав слова «студентка» и «практика», хмуро встретившая меня вахтерша улыбнулась. «Это здание Института управления и дизайна. Соседний дом тоже наш. Там студенты всегда проходят практику»,- подмигнула старушка. Поблагодарив, я выхожу из здания и ставлю галочку рядом с клеточкой "другое". Так, значит дома номер 81 и 83 на 8-й линии Васильевского острова нежилые, сдаются в аренду институту. Оба требуют косметического ремонта. Ну что ж, пошли дальше.

Так начался мой первый и долгожданный выход «в поле». В течение четырех дней студенты первого и третьего курсов, а также магистранты факультета социологии изучали внешнее состояние домов на Васильевском острове.  В прошлом году исследовалась западная часть района, на этот раз требовалось обойти восточную часть острова. Мы фиксируем данные обо всех строениях острова: состояние фасада, количество мусора у здания, число разбитых окон, доступность входа в подъезд, наличие урн поблизости и многое другое. Когда нам рассказали, что от нас требуется, подобные детали показались несущественными. Какое значение имеет разбитое окно или небольшое граффити на стене?

Однако, как мы поняли позже, с огласно «теории разбитых окон» (авторами которой являются американские социологи Джеймс Уилсон и Джордж Келлин) если в доме кто-то разбил стекло, а  новое не вставили, то скоро ни одного целого окна в этом доме не останется. Заметив признаки беспорядка и несоблюдения норм поведения, люди нарушают правила повторно. Разбитое окно, фантик, бутылка из-под колы…«Шаг за шагом приличный район может стать неблагополучным и более того опасным для жизни, так как именно в таких частях города разбивается преступность», – вспоминаю я слова кураторов практики и смотрю на фасад стоящего передо мной здания. Разбитое окно прямо на первом этаже. Под ним несколько окурков и смятая жестяная банка. «Вот и наглядное подтверждение!» – думаю я и ставлю галочки в соответствующих графах.

Такое исследование может помочь предотвратить «деградацию» районов города. Сообщив муниципальным властям о начальных стадиях беспорядка, можно принять меры, которые помогут избежать последующих нарушений. После сбора данных вся информация будет нанесена на специальную карту, что упростит процесс  поиска неблагополучных кварталов.

Три дома на доставшемся мне участке уже осмотрены. И это только начало. Ничего нельзя упустить, важно состояние каждого здания! Вот даже этой «заброшенки» за забором.  Хм, а что, если подойти ближе? Сейчас узнаем. «Здравствуйте, я студентка Высшей школы экономики…»

Подготовила Ксения Бурко