Must read: молодежь Бурятии
Полевой этап в Улан-Удэ завершился. Пока наши исследовали плотно занимаются анализом информации, полученной в поле, и готовят первые отчеты, мы предлагаем вам очередную подборку мастридов – по соответствующей теме, конечно же.
Карбаинов Н. «Городские» и «головары» в Улан-Удэ (молодежные субкультуры в борьбе за социальное пространство города) //Вестник Евразии. – 2004. – №. 2.
Первую статью, несмотря на год публикации, можно считать классикой в изучении бурятской молодежи. Николай Карбаинов исследует, как в социальном пространстве Улан-Удэ сосуществуют две молодежные субкультуры: городская и сельская. Последние называют себя «головарами» и составляют группу недавних мигрантов из сельской местности. Вторые – «городские» – молодые люди, выросшие в городе, либо успешно адаптировавшиеся к нему.
Эмпирический материал исследования составляют интервью с представителями каждой субкультуры, городской фольклор, газетные статьи и интернет-материалы. Проведенный анализ позволяет автору говорить о взаимодействии между двумя субкультурами как о символической борьбе за социальное пространство города, за утверждение в нем определенной нормы в качестве господствующей.
Статья доступна по ссылке
Железняков А. С., Литвинова Т. Н., Цэвээний Ц. Политическое участие молодежи в трансформирующихся обществах (на примере Монголии и Республики Бурятия РФ) //Теория и практика общественного развития. – 2015. – №. 19.
Вторая статья посвящена рассмотрению проблем политического участия молодежи в трансформирующихся обществах, в качестве которых выступают Монголия и Бурятия. Авторы начинают статью с обращения к теоретическим наработкам в определении молодежи, а также обращаются к политическому участию. Далее авторы анализируют данные социологических опросов молодежи в Бурятии относительно проблем вовлечения в политическую жизнь, а также опросы среди монгольской молодежи в оценке ее приверженности принципам демократического управления и рыночной экономики. Сравнительный анализ степени политической активности и участия выбранных регионов позволяет авторам развеять стереотипы в отношении политического участия молодежи и обратить внимание на ее желание повысить уровень осведомленности политической жизни своих стран.
Статья доступна по ссылке
Ечевская О. Г., Раднаева А. В. Национальная идентичность современной бурятской молодежи //Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. – 2016. – №. 3.
Авторы рассматривают вопрос формирования бурятской идентичности и того, как она изменяется под воздействием многих факторов. Последние связаны с глобализационными процессами, которые ставят проблему формирования идентичности.
Основываясь на глубинных интервью с представителями студенческой бурятской молодежи Улан-Удэ и Новосибирска, авторы выявляют роль знания и использования бурятского языка, следования бурятским традициям и обычаям в формировании бурятской идентичности. Кроме того, подчеркиваются также и различия в наполнениях и способах конструирования бурятской идентичности в разных типах поселений и регионах России (на примере Новосибирска).
Статья доступна по ссылке
Галиндабаева В. В. «Головары» или «истинные буряты»?: репрезентации сельской маскулинности в Бурятии //Журнал социологии и социальной антропологии. – 2017. – №. 5. – С. 113-131.
В статье автор обращается к теме выстраивания репрезентации сельской маскулинности в контексте иерархии маскулинностей, которая формируется на пересечении этичности и класса. Этот вопрос автор адресует репрезентации сельской мужественности в бурятских СМИ.
Используя дискурс-анализ, автор демонстрирует, как сельскость и этничность используются на дискурсивном уровне в формировании образцов мужественности в контексте иерархии маскулинностей, сложившихся в регионе. В результате анализа автор приходит к выводу о маргинализирующей силе городского дискурса, в рамках которого доминирует русский язык и культура, а также о силе этнического фактора, который делает значимым неактуальные на региональном уровне смыслы и правила.
Статья доступна по ссылке