• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Публикации
Публикации
Статья
Multiple cultural encounters of urban youth in Russia's Muslim regions

Maslovskiy M., Maiboroda A., Garifzianova A.

Journal of Intercultural Studies. 2018. Vol. 39. No. 5. P. 557-569.

Кейс: арт-пространство «Точка»

Мы продолжаем получать интересные заметки из улан-удэнской экспедиции. Про пересечение различных культур в городе и арт-пространство «Точка» рассказывает научная сотрудница ЦМИ  Эльвира Ариф.

Кейс: арт-пространство «Точка»

«Улан-Удэ можно рассмотреть как место пересечения многих культур: городской и сельской, советской и российской, «западной» и «азиатской», колониальной и национальной, локальной и глобальной. Далее я поведу речь о нескольких наблюдениях, которые еще нуждаются в дополнительной аргументации, однако, уже сейчас могут быть представлены в качестве тезисов. 

На мой взгляд, деятельность организаторов и участников арт-пространства «Точка» можно проанализировать как ответ локальной уличной культуры на напряжения, возникающие на стыке взаимодействия разных культур Улан-Удэ.

Сельская и городская культуры

Николай Карбаинов в работе, опубликованной 15 лет назад, описал символическую борьбу за социальное пространство между молодежными субкультурами «городских» и «головаров». Согласно результатам его исследования, коренным горожанам в иерархии отводилась верхняя ступень, а «сельчанам, пришедшим в город, — заведомо низкое место головара». В рамках этого противостояния сельская молодежь, в том числе с помощью применения физической силы, ставила под сомнение создаваемую иерархию. 

В проводимом на данный момент исследовании был зафиксирован пример реконфигурации иерархии городской-сельский и трансформации представлений о центре и периферии.  Речь идет о сюжете из биографии одного из организаторов арт-пространства Александра Дорофеева, о котором он рассказал в интервью. Рядом со своим поселком, он, вдохновившись передачей на молодежном музыкальном канале, построил при поддержке друзей дёрт – специализированную серию насыпей-трамплинов (радиусов) для катания на BMX. Этот инициативный проект стал широко известен в среде BMXеров и привлек большое число городской молодежи не только из Улан-Удэ, но и Иркутска, Читы и Ангарска. Вокруг был организован палаточный тренировочный лагерь. Рассматривая этот сюжет как одну из возможных моделей реакции на существующее противоречие между городской и сельской культурами молодежи, можно сказать, что арт-пространство «Точка» является местом, которое объединяет городскую и сельскую молодежь вдоль вектора увлечения экстремальными видами спорта, граффити, хип-хопом, ди-джеингом. Компетенции в этих сферах деятельности зависят от культурного знания и физического опыта, которые можно нарастить, будучи увлеченным адептом. 

Колониальная и этническая культуры

Улан-Удэ позиционируется как столица «национальной» республики, бурятского мира. Вместе с тем ученые подчеркивают, что в нем «отсутствуют материальные объекты, которые воплощали бы культурное наследие коренных обитателей данной территории». Улан-Удэ не имеет«оригинального архитектурного «этнического колорита», за исключением единичных домов с бурятским орнаментом, Бурятского государственного театра драмы им. Х. Намсараева, скульптурах, памятниках, с 1990-х маркирующих городское пространство как национальное.  Райтеры арт-пространства «Точка» (TX @gfkdpdnsz, SERGO @shaolin_9, MO @valentinmokriyпредлагают свой вариант реакции на существующее поле социального напряжения – проект «Неизвестные выдающиеся люди Бурятии». В рамках реализации своей идеи они создали по оригинальному эскизу граффити с портретом бурятского поэта Намжила Нимбуева в переулке на ул. Ленина. Стоит отметить, что райтеры не просто воспроизводят, но и производят новый визуальный элемент локальной культуры – стену памяти, преобразующий городскую среду. Таким образом, можно говорить о том, что в рамках этого арт-пространства глобальные формы уличной культуры (граффити) используются для вос/производства этнической, в частности, бурятской культуры. 

Работа по сбору материалов продолжается. Впереди много интересных наблюдений и пониманий».