Кейс: арт-пространство «Точка»
Мы продолжаем получать интересные заметки из улан-удэнской экспедиции. Про пересечение различных культур в городе и арт-пространство «Точка» рассказывает научная сотрудница ЦМИ Эльвира Ариф.
«Улан-Удэ можно рассмотреть как место пересечения многих культур: городской и сельской, советской и российской, «западной» и «азиатской», колониальной и национальной, локальной и глобальной. Далее я поведу речь о нескольких наблюдениях, которые еще нуждаются в дополнительной аргументации, однако, уже сейчас могут быть представлены в качестве тезисов.
На мой взгляд, деятельность организаторов и участников арт-пространства «Точка» можно проанализировать как ответ локальной уличной культуры на напряжения, возникающие на стыке взаимодействия разных культур Улан-Удэ.
Сельская и городская культуры
Николай Карбаинов в работе, опубликованной 15 лет назад, описал символическую борьбу за социальное пространство между молодежными субкультурами «городских» и «головаров». Согласно результатам его исследования, коренным горожанам в иерархии отводилась верхняя ступень, а «сельчанам, пришедшим в город, — заведомо низкое место головара». В рамках этого противостояния сельская молодежь, в том числе с помощью применения физической силы, ставила под сомнение создаваемую иерархию.
В проводимом на данный момент исследовании был зафиксирован пример реконфигурации иерархии городской-сельский и трансформации представлений о центре и периферии. Речь идет о сюжете из биографии одного из организаторов арт-пространства Александра Дорофеева, о котором он рассказал в интервью. Рядом со своим поселком, он, вдохновившись передачей на молодежном музыкальном канале, построил при поддержке друзей дёрт – специализированную серию насыпей-трамплинов (радиусов) для катания на BMX. Этот инициативный проект стал широко известен в среде BMXеров и привлек большое число городской молодежи не только из Улан-Удэ, но и Иркутска, Читы и Ангарска. Вокруг был организован палаточный тренировочный лагерь. Рассматривая этот сюжет как одну из возможных моделей реакции на существующее противоречие между городской и сельской культурами молодежи, можно сказать, что арт-пространство «Точка» является местом, которое объединяет городскую и сельскую молодежь вдоль вектора увлечения экстремальными видами спорта, граффити, хип-хопом, ди-джеингом. Компетенции в этих сферах деятельности зависят от культурного знания и физического опыта, которые можно нарастить, будучи увлеченным адептом.
Колониальная и этническая культуры
Улан-Удэ позиционируется как столица «национальной» республики, бурятского мира. Вместе с тем ученые подчеркивают, что в нем «отсутствуют материальные объекты, которые воплощали бы культурное наследие коренных обитателей данной территории». Улан-Удэ не имеет«оригинального архитектурного «этнического колорита», за исключением единичных домов с бурятским орнаментом, Бурятского государственного театра драмы им. Х. Намсараева, скульптурах, памятниках, с 1990-х маркирующих городское пространство как национальное. Райтеры арт-пространства «Точка» (TX @gfkdpdnsz, SERGO @shaolin_9, MO @valentinmokriy) предлагают свой вариант реакции на существующее поле социального напряжения – проект «Неизвестные выдающиеся люди Бурятии». В рамках реализации своей идеи они создали по оригинальному эскизу граффити с портретом бурятского поэта Намжила Нимбуева в переулке на ул. Ленина. Стоит отметить, что райтеры не просто воспроизводят, но и производят новый визуальный элемент локальной культуры – стену памяти, преобразующий городскую среду. Таким образом, можно говорить о том, что в рамках этого арт-пространства глобальные формы уличной культуры (граффити) используются для вос/производства этнической, в частности, бурятской культуры.
Работа по сбору материалов продолжается. Впереди много интересных наблюдений и пониманий».