• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Публикации
Статья
Multiple cultural encounters of urban youth in Russia's Muslim regions

Maslovskiy M., Maiboroda A., Garifzianova A.

Journal of Intercultural Studies. 2018. Vol. 39. No. 5. P. 557-569.

Верующая молодежь Санкт-Петербурга: поля взаимодействия


Продолжением проекта РНФ стал поиск созидательных полей взаимодействия в религиозном молодежном пространстве. В рамках этой части проекта сотрудники центра осуществили дополнительный набор данных в тех городах, в которых уже была проведена первая часть исследования: Санкт-Петербург, Махачкала, Ульяновск и Казань. О первых впечатлениях после проведения исследования среди православной молодежи г. Санкт-Петербурга мы поговорили с научным сотрудником ЦМИ Эльвирой Ариф.

Верующая молодежь Санкт-Петербурга: поля взаимодействия

© Saint-Petersburg Theological Academy


В Санкт-Петербурге было проведено несколько фокус-групп: православные юноши, юноши-мусульмане, православные девушки, а также 6 интервью с верующими девушками: 4 с православными верующими девушками и 2 с девушками-мусульманками, одна из которых носит хиджаб, другая — нет.

Внутреннее разделение религиозной православной молодежи 

 

Собранные материалы позволяют выделить два основания разделения внутри опрошенной религиозной молодежи г. Санкт-Петербурга. По результатам фокус-групп и интервью информанты говорят о внутреннем разделении религиозной молодежи на 5 групп: фундаменталисты, верующие, православные либералы, православные (верующие в душе) и ищущие. 

Информанты и информантки стараются дистанцироваться от фундаменталистов, потому что для последних важно не только соблюдение традиционных ритуалов и догм, но и желание контролировать при этом других. Этот момент верующая молодежь не разделяет,поскольку для них вера связана с постоянным наращиванием знаний на пути к Богу, а не простым воспроизводством полученного знания. 


С ищущим человеком верующим легче найти общий язык, чем с верующим в душе («душеверами» как их назвали информанты). Ищущий человек, по мнению информантов, считает себя религиозным и может свободно облекать свое мировоззрение в разные формы: буддизм, ислам, православие.


Либеральное православие представляет экуменическое направление, идея которого – в объединении христианских церквей: католиков, православных и протестантов. Информанты рассказали об одной из подобных церквей в г. Санкт-Петербурге. Однако межхристианское молодежное пространство существует не только в пределах стен храма. Так, информантки, придерживающихся идей экуменизма, имеют возможность принять участие в международном волонтерском проекте, который собирает христианскую молодежь вместе. Либеральные православные говорят о том, что подвергаются осуждению со стороны православных в силу своей открытости. 

 

То, на каком языке говорят информанты и каким способом они получают знание о вере и религии, является причиной заметного внутреннего разделения. В зависимости от способа получения знания, среди верующей молодежи формируются также разные языки и формы общения. 

 

«Нам удалось выделить как минимум четыре таких способа. Во-первых, информальное образование: основным источником знания здесь становятся интернет ресурсы. Во-вторых, профессиональное образование, которое реализуется в официальных учебных заведениях (теология, религиоведение). В-третьих, чтение специализированной религиозной литературы (жития). В-четвертых, религиозно-образовательные курсы: катехизации, миссионерские», - рассказывает Эльвира.  

 

Отдельно стоит сказать о том, что сами информанты непосредственно включены в создание источников информации и тем самым в производство знания о вере и религиозном опыте.  Так, например, один из информантов ведет свое сообщество в социальной сети, посвященное этой теме. 

 

Досуг – вектор внешнего и внутреннего различия и поле для взаимодействия

 

Различие между собой и «обычной» опрошенная религиозная молодежь проводит вдоль вектора досуга. Для верующих существует закрытое досуговое пространство – ночные клубы, которые негативно маркируются на фокус-группах и в интервью. Ночные клубы, по мнению информантов, это места, где люди употребляют психоактивные вещества, праздно проводят время, вступают в сексуальную коммуникацию разной степени глубины и проявляют агрессию друг к другу (драки, «разборки»). Здесь стоит отметить, что информанты не отрицают релаксационный потенциал проведения досуга, например удовольствие от танцев или пения, но имеют претензии к содержанию, которое не развивает духовно. Информантки выбирают более подходящие для своего мировоззрения варианты. Так, одна из опрошенных девушек принимает участие в балах, а другая поет в хоре. 


Общение по мнению информантов также должно быть осмысленным и содержательным.  Верующая молодежь ходит в т.н. молодежные православные клубы, организованные при храмах в Санкт-Петербурге. Тип клуба определяется, в первую очередь, организатором, которым может быть как священник в храме, так и активист из числа молодых прихожан. В этих клубах молодежь общается на важные для себя темы со сверстниками, прихожанами более старшего возраста и с батюшкой.  Интересно отметить, что в Санкт-Петербурге проводится молодежный дискуссионный клуб, на площадке которого верующая молодежь коммуницирует в формате дискуссионного клуба с людьми других конфессий или людьми с разного рода идентичностями и жизненным опытом. 

 

 

Социальное давление на религиозную православную молодежь

 

Все информанты и информантки рассказывали о социальном давлении, которое выражается в насмешках в адрес церкви, верующих. Причем давление оказывается на конкретного человека, а на дискурсивный образ верующего в публичном пространстве, который с ним связывается.

Можно предположить, что верующая православная молодежь занимают тройственную позицию в религиозном пространстве. С одной стороны, они являются доминирующей группой: русскими и православными. В это же время, им присуща «чрезмерная православность» – вера. В российском публичном дискурсе такая православность оказывается негативно маркированной, что связано с государственным дискурсом, замешанным не столько на православии, сколько на отдельных его моментах, которые вычленяются в соответствии с политической повесткой. Однако нужно отметить, что такая система не соответствует миропониманию верующей православной молодежи. Поэтому, с одной стороны, они чувствуют себя русскими православными, но также и маргинализируемой группой в силу своей «неправильности». И третья позиция связана с тем, что они считают себя правильными православными, поскольку находятся на пути к Богу, противопоставляя себя тем, кто, только называет себя православными.