Верующая молодежь Санкт-Петербурга: поля взаимодействия
Продолжением проекта РНФ стал поиск созидательных полей взаимодействия в религиозном молодежном пространстве. В рамках этой части проекта сотрудники центра осуществили дополнительный набор данных в тех городах, в которых уже была проведена первая часть исследования: Санкт-Петербург, Махачкала, Ульяновск и Казань. О первых впечатлениях после проведения исследования среди православной молодежи г. Санкт-Петербурга мы поговорили с научным сотрудником ЦМИ Эльвирой Ариф.
В Санкт-Петербурге было проведено несколько фокус-групп: православные юноши, юноши-мусульмане, православные девушки, а также 6 интервью с верующими девушками: 4 с православными верующими девушками и 2 с девушками-мусульманками, одна из которых носит хиджаб, другая — нет.
Внутреннее разделение религиозной православной молодежи
Собранные материалы позволяют выделить два основания разделения внутри опрошенной религиозной молодежи г. Санкт-Петербурга. По результатам фокус-групп и интервью информанты говорят о внутреннем разделении религиозной молодежи на 5 групп: фундаменталисты, верующие, православные либералы, православные (верующие в душе) и ищущие.
Информанты и информантки стараются дистанцироваться от фундаменталистов, потому что для последних важно не только соблюдение традиционных ритуалов и догм, но и желание контролировать при этом других. Этот момент верующая молодежь не разделяет,поскольку для них вера связана с постоянным наращиванием знаний на пути к Богу, а не простым воспроизводством полученного знания.
С ищущим человеком верующим легче найти общий язык, чем с верующим в душе («душеверами» как их назвали информанты). Ищущий человек, по мнению информантов, считает себя религиозным и может свободно облекать свое мировоззрение в разные формы: буддизм, ислам, православие.
Либеральное православие представляет экуменическое направление, идея которого – в объединении христианских церквей: католиков, православных и протестантов. Информанты рассказали об одной из подобных церквей в г. Санкт-Петербурге. Однако межхристианское молодежное пространство существует не только в пределах стен храма. Так, информантки, придерживающихся идей экуменизма, имеют возможность принять участие в международном волонтерском проекте, который собирает христианскую молодежь вместе. Либеральные православные говорят о том, что подвергаются осуждению со стороны православных в силу своей открытости.
То, на каком языке говорят информанты и каким способом они получают знание о вере и религии, является причиной заметного внутреннего разделения. В зависимости от способа получения знания, среди верующей молодежи формируются также разные языки и формы общения.
«Нам удалось выделить как минимум четыре таких способа. Во-первых, информальное образование: основным источником знания здесь становятся интернет ресурсы. Во-вторых, профессиональное образование, которое реализуется в официальных учебных заведениях (теология, религиоведение). В-третьих, чтение специализированной религиозной литературы (жития). В-четвертых, религиозно-образовательные курсы: катехизации, миссионерские», - рассказывает Эльвира.
Отдельно стоит сказать о том, что сами информанты непосредственно включены в создание источников информации и тем самым в производство знания о вере и религиозном опыте. Так, например, один из информантов ведет свое сообщество в социальной сети, посвященное этой теме.
Досуг – вектор внешнего и внутреннего различия и поле для взаимодействия
Различие между собой и «обычной» опрошенная религиозная молодежь проводит вдоль вектора досуга. Для верующих существует закрытое досуговое пространство – ночные клубы, которые негативно маркируются на фокус-группах и в интервью. Ночные клубы, по мнению информантов, это места, где люди употребляют психоактивные вещества, праздно проводят время, вступают в сексуальную коммуникацию разной степени глубины и проявляют агрессию друг к другу (драки, «разборки»). Здесь стоит отметить, что информанты не отрицают релаксационный потенциал проведения досуга, например удовольствие от танцев или пения, но имеют претензии к содержанию, которое не развивает духовно. Информантки выбирают более подходящие для своего мировоззрения варианты. Так, одна из опрошенных девушек принимает участие в балах, а другая поет в хоре.
Общение по мнению информантов также должно быть осмысленным и содержательным. Верующая молодежь ходит в т.н. молодежные православные клубы, организованные при храмах в Санкт-Петербурге. Тип клуба определяется, в первую очередь, организатором, которым может быть как священник в храме, так и активист из числа молодых прихожан. В этих клубах молодежь общается на важные для себя темы со сверстниками, прихожанами более старшего возраста и с батюшкой. Интересно отметить, что в Санкт-Петербурге проводится молодежный дискуссионный клуб, на площадке которого верующая молодежь коммуницирует в формате дискуссионного клуба с людьми других конфессий или людьми с разного рода идентичностями и жизненным опытом.
Социальное давление на религиозную православную молодежь
Все информанты и информантки рассказывали о социальном давлении, которое выражается в насмешках в адрес церкви, верующих. Причем давление оказывается на конкретного человека, а на дискурсивный образ верующего в публичном пространстве, который с ним связывается.
Можно предположить, что верующая православная молодежь занимают тройственную позицию в религиозном пространстве. С одной стороны, они являются доминирующей группой: русскими и православными. В это же время, им присуща «чрезмерная православность» – вера. В российском публичном дискурсе такая православность оказывается негативно маркированной, что связано с государственным дискурсом, замешанным не столько на православии, сколько на отдельных его моментах, которые вычленяются в соответствии с политической повесткой. Однако нужно отметить, что такая система не соответствует миропониманию верующей православной молодежи. Поэтому, с одной стороны, они чувствуют себя русскими православными, но также и маргинализируемой группой в силу своей «неправильности». И третья позиция связана с тем, что они считают себя правильными православными, поскольку находятся на пути к Богу, противопоставляя себя тем, кто, только называет себя православными.
Ариф Эльвира Маратовна
Центр молодежных исследований: Научный сотрудник