• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Публикации
Статья
Multiple cultural encounters of urban youth in Russia's Muslim regions

Maslovskiy M., Maiboroda A., Garifzianova A.

Journal of Intercultural Studies. 2018. Vol. 39. No. 5. P. 557-569.

Результаты проекта РНФ представлены на конференции в Хельсинки

5-6 ноября в Хельсинки состоялась XVII Ежегодная конференция по молодежным исследованиям, организованная Finnish Youth Research Society. Одна из секций конференции была посвящена проекту  «Созидательные поля межэтнического взаимодействия и молодежные культурные сцены российских городов». Доклады о молодежных культурах Дагестана представили Елена Омельченко, Алина Майборода и Дмитрий Омельченко.

Главная тема конференции — анализ молодежных сообществ как платформ для социальной интеграции. В рамках запланированных исследовательских панелей молодежные сообщества были рассмотрены с точки зрения их истории и развития, а также уделено особенное внимание будущему молодежных культур и их роли в социальном благополучии. В течение двух дней было проведено два пленарных заседания, три параллельных сессии, а также организована выставка «Visible  Invisibility Young  People s  Hybrid Realities  in  Helsinki and StPetersburg». Завершилась конференция просмотром и обсуждением фильма « ight  on man.

Сотрудники Центра молодежных исследований Елена Омельченко, Алина Майборода и Дмитрий Омельченко представили результаты проекта РНФ Сессия была посвящена городским молодежным культурным сценам в мусульманском регионе России — Дагестане. По словам исследователей, с точки зрения молодежных культур, регион уникален в силу геополитических и культурных обстоятельств в условии постсоветской трансформации.

Председателем сессии выступила Елена Омельченко, в самом начале представив доклад « Anime  and street workout youth cultural scenes in Makhachkala». В рамка этого кейса были проанализированы две молодежные культурные сцены: аниме-сцена и уличный воркаут. Первая символически противостоит давлению социальной нормативности, вторая — вписана в контекст местного патриархата. Такая полярность сцен позволила выявить различные сценарии социализации и взросления участников обеих сцен. С одной стороны, это толерантность, гендерное равенство, пацифизм, космополитизм, с другой — умеренный патриархат, гетеросексуальная мужественность, религиозность, гомофобия. Важно и то, что эти противоречия были подчеркнуты участниками обеих сцен в процессе проведения интервью.

Второй доклад сессии «Move like a ninja». Informal youth scene in Makhachkala: strategies and tactics of using public spaces» представила АлинаМайборода. Кто та молодежь, символически противостоящая существующей в Махачкале нормативности? Участники такой молодежной сцены репрезентируют себя как «неформальную» молодежь, противопоставляя себя «обычной» и «нормальной» молодежи в Махачкале. Они испытывают социальное давление со стороны родителей, учителей и, в особенности, со стороны "уличной" молодёжи, которой присущи консервативные взгляды на гендерный порядок и силовые методы навязывания «правильных» взглядов. В таких условиях представители «неформальных» сцен вынуждены вырабатывать определенные тактики сопротивления и мимикрии. Именно такие практики и стали предметом анализа.

Завершающим словом сессии стало выступление Дмитрия Омельченко «Sociological documentary. An experience of working with camera in thefield» о социологическом кино, и главным образом о преимуществах документалистики в процессе анализа и понимания молодежных культурных сцен. Как добиться правильной визуализации без искажения информации с социологической точки зрения и с точки зрения кинопроизводства одновременно? На примере съемок фильма в Махачкале, Дмитрий рассказал об этапах кинопроизводства в поле, его особенностях и соответствии метода кино парадигме качественных исследований. В ходе доклада была затронута тема этики социологического и кинематографического производства, а также сотрудничества между социологом, режиссером и кинооператором в работе над подобными визуальными проектами.

 Секция завершилась интересной и плодотворной методологической дискуссией о этике, роли исследователя и режиссера в поле.