Результаты проекта РНФ представлены на конференции в Хельсинки
5-6 ноября в Хельсинки состоялась XVII Ежегодная конференция по молодежным исследованиям, организованная Finnish Youth Research Society. Одна из секций конференции была посвящена проекту «Созидательные поля межэтнического взаимодействия и молодежные культурные сцены российских городов». Доклады о молодежных культурах Дагестана представили Елена Омельченко, Алина Майборода и Дмитрий Омельченко.
Главная тема конференции — анализ молодежных сообществ как платформ для социальной интеграции. В рамках запланированных исследовательских панелей молодежные сообщества были рассмотрены с точки зрения их истории и развития, а также уделено особенное внимание будущему молодежных культур и их роли в социальном благополучии. В течение двух дней было проведено два пленарных заседания, три параллельных сессии, а также организована выставка «Visible Invisibility: Young People ’ s Hybrid Realities in Helsinki and St. Petersburg». Завершилась конференция просмотром и обсуждением фильма « ight on man!».
Сотрудники Центра молодежных исследований Елена Омельченко, Алина Майборода и Дмитрий Омельченко представили результаты проекта РНФ . Сессия была посвящена городским молодежным культурным сценам в мусульманском регионе России — Дагестане. По словам исследователей, с точки зрения молодежных культур, регион уникален в силу геополитических и культурных обстоятельств в условии постсоветской трансформации.
Председателем сессии выступила Елена Омельченко, в самом начале представив доклад « Anime and street workout youth cultural scenes in Makhachkala». В рамка этого кейса были проанализированы две молодежные культурные сцены: аниме-сцена и уличный воркаут. Первая символически противостоит давлению социальной нормативности, вторая — вписана в контекст местного патриархата. Такая полярность сцен позволила выявить различные сценарии социализации и взросления участников обеих сцен. С одной стороны, это толерантность, гендерное равенство, пацифизм, космополитизм, с другой — умеренный патриархат, гетеросексуальная мужественность, религиозность, гомофобия. Важно и то, что эти противоречия были подчеркнуты участниками обеих сцен в процессе проведения интервью.
Второй доклад сессии «Move like a ninja». Informal youth scene in Makhachkala: strategies and tactics of using public spaces» представила АлинаМайборода. Кто та молодежь, символически противостоящая существующей в Махачкале нормативности? Участники такой молодежной сцены репрезентируют себя как «неформальную» молодежь, противопоставляя себя «обычной» и «нормальной» молодежи в Махачкале. Они испытывают социальное давление со стороны родителей, учителей и, в особенности, со стороны "уличной" молодёжи, которой присущи консервативные взгляды на гендерный порядок и силовые методы навязывания «правильных» взглядов. В таких условиях представители «неформальных» сцен вынуждены вырабатывать определенные тактики сопротивления и мимикрии. Именно такие практики и стали предметом анализа.
Завершающим словом сессии стало выступление Дмитрия Омельченко «Sociological documentary. An experience of working with camera in thefield» о социологическом кино, и главным образом о преимуществах документалистики в процессе анализа и понимания молодежных культурных сцен. Как добиться правильной визуализации без искажения информации с социологической точки зрения и с точки зрения кинопроизводства одновременно? На примере съемок фильма в Махачкале, Дмитрий рассказал об этапах кинопроизводства в поле, его особенностях и соответствии метода кино парадигме качественных исследований. В ходе доклада была затронута тема этики социологического и кинематографического производства, а также сотрудничества между социологом, режиссером и кинооператором в работе над подобными визуальными проектами.
Секция завершилась интересной и плодотворной методологической дискуссией о этике, роли исследователя и режиссера в поле.