• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Публикации
Статья
Multiple cultural encounters of urban youth in Russia's Muslim regions

Maslovskiy M., Maiboroda A., Garifzianova A.

Journal of Intercultural Studies. 2018. Vol. 39. No. 5. P. 557-569.

«Must read»: молодежные сцены

В этой рубрике мы знакомим читателей с ключевыми статьями и монографиями в области молодежных исследований, теории и методологии. В этой подборке  - знаковые труды, посвященные концепту «сцены».

«Must read»: молодежные сцены

1.  Shank B. Dissonant identities: The rock’n’roll scene in Austin, Texas. – Wesleyan University Press, 2011.  

У истоков концепта «сцены» стоял американский социолог Барри Шанк, именно он в книге «Диссонантные идентичности» ввел в употребление новый постсубкультурный термин. В своей работе исследователь обращается к изучению rock’n’roll сцены баров и клубов Остина. Автор останавливается на историческом, культурном и экономическом контексте конкретной сцены. В начале книги читатели включаются в «виртуальный тур» по знаковым городским местам: исследователь анализирует конкретные магазины, ночные клубы, комнаты для репетиций, городские кварталы, улицы и переулки как пространства, где разворачивается rock’n’roll сцену Остина. Затем Б. Шанк описывает субъективный опыт включения в музыкальное сообщество города (автор жил в столице Техаса и играл в изучаемых клубах), а также акцентирует внимание на собственных интересах, чувствах и желаниях на протяжении его музыкальной карьеры.  "Сцена" описывается как знаковое пространство, способное формировать и трансформировать идентичность ее участников. На основе эмпирического материала и широкого круга теоретических работ, исследователь показывает, как город становится пространством для «продуктивной борьбы между двумя силами: ожесточенным желанием переделать себя через музыкальную практику, и столь же мощным желанием подтвердить ценность этой практики на сложном структурированном позднекапиталистическом рынке».

«Dissonant identities: The rock’n’roll scene in Austin, Texas» - must have и настольная книга для исследователей молодежных культур. 

2.     Straw W. (1991) Systems of articulation, logics of change: communities and scenes in popular music. Cultural studies 5: 368-388. 

Straw W. Scenes and sensibilities //Public. – 2001. – №. 22-23.

Straw W. Cultural scenes //Loisir et société/Society and Leisure. – 2004. – Т. 27. – №. 2. – С. 411-422.

Вслед за культовой работой Б. Шанка концепт сцены развивается в трудах канадского социолога Уилльяма Строу. Сцена для него  - это «естественно образовавшееся» локальное сообщество, обладающее характерными практиками производства и потребления музыки и следующей из них социальной логикой. В статье «Scenes and sensibilities» автор освещает широкий дебат, посвященный возможностям и недостаткам используемой рамки, а также рассуждает о роли и месте «сцены» в ряду других теоретических концептов. В частности, он останавливается на том, что сцены воспринимаются как «живые, продуктивные социальные пространства», предлагающие большее разнообразие, нежели чем национальные культуры. К достоинству нового концепта он относит тот факт, что сцены представляют собой «лаборатории для культурного гражданства». А опасность таится в том, что сцена может «поставить под сомнение уместность более широкого политического или экономического анализа культурной сферы».

Статья «Systems of articulation, logics of change: communities and scenes in popular music» доступна для просмотра и скачивания на платформе Academia.edu (Спасибо автору!)

Статья Scenes and sensibilitiesтакже доступна для скачивания

3.   Bennett A., Peterson R. A. Music scenes: local, translocal and virtual. – Vanderbilt University Press, 2004. 

 

Еще один знаковый труд, посвященный практическому использованию концепта «сцены». Книга состоит из четырнадцати эссе, в которых раскрывается увлекательный мир музыкальных сцен. В статьях анализируются те пространства, где музыканты, продюссеры и поклонники участвуют в воспроизводстве общих музыкальных вкусов и стилей жизни, а также рассматриваются различные аспекты существования сцен: структура конкретных сообществ, разделяемые ценности и экономика. Как отмечают авторы, на момент выхода книги, исследования сцен основывались на анализе структуры конкретных музыкальных сообществ, в таких трудах уделялось гораздо меньше внимания процессу создания сцены и ее динамике. Книга призвана восполнить это упущение.

От себя добавим, что во введении в «Music scenes: local, translocal and virtual» кратно, но содержательно, описываются различные подходы к анализу концепта (с точки зрения академического и журналистского дискусов), а также рассматриваются конкретные типы музыкальных сцен.

Полная версия книги доступна по подписке, но ознакомиться с ее отдельными главами можно на Google.books

 

         4. Valentine G., Skelton T. Finding oneself, losing oneself: The lesbian and gay ‘scene’as a paradoxical space //International Journal of Urban and Regional Research. – 2003. – Т. 27. – №. 4. – С. 849-866.

            Долгое время в качестве сцены рассматривались исключительно музыкальные культуры. Однако с начала 2000-х предметные рамки постсубкультуного подхода значительно расширились. Используя концепт «сцены» исследователи стали рассматривать разнообразные молодёжные (и не только) пространства и сообщества. В частности,  в этой статье в качестве сцены рассматриваются городские гей-пространства Великобритании. В работе акцентируется внимание на значимости сцены в процессе формирования личности, а также подчеркивается ее роль в процессе перехода во «взрослую жизнь». Cцена рассматривается как позитивное пространство, позволяющее молодым людям «найти себя» и осуществить переход от «детства к взрослой жизни». В работе представляются и возможные риски, c которыми могут столкнуться участники сцены. Статья доступна по подписке.



5.  Омельченко Е., Поляков С. Концепт культурной сцены как теоретическая перспектива и инструмент анализа городских молодежных сообществ //Социологическое обозрение. – 2017. – Т. 16. – №. 2.

Значимая русскоязычная статья, в которой рассматриваются перспективы использования «сцены» как концептуальной рамки для изучения современных молодежных культур (не только музыкальных).

В первой части статьи исследователи обращаются к истории зарождения и развития концепта, а также рассматривают спектр современных интерпретаций сцены в академической литературе. Авторы отмечают, что ««сцена» обладает рядом эвристических преимуществ, недостающих как субкультуре, так и другим постсубкультурным концептам. Во-первых, это связь групповых культурных практик и конкретных мест/пространств, позволяющая сравнивать конфигурации молодежных сообществ и культурные коалиции в разных географических локациях (городах, странах, регионах). Во-вторых, это переключение исследовательского фокуса с анализа культурных текстов и дискурсов на имплицитные правила и смыслы, в соответствии с которыми индивиды производят сцену в конкретном месте/пространстве и времени».

Во второй части статьи авторы на примере воркаут-сцены Махачкалы демонстрируют логику использования концепта «сцены» «для понимания смысла и особенностей групповой идентичности и солидарности в контексте российского города».

 

Скачать статью можно поссылке

 

6. Silver D., Clark T. N., Rothfield L. A theory of scenes //University of Chicago, http://tnc. research. googlepages. com/atheoryofscenes. – 2007

 

Silver D., Clark T. N., Rothfield L. Рассматривают сцену как элемент городской / районной жизни. Как отмечают авторы, сцена не сводится только ее участникам (обладающим определенными социальными характеристиками), физическим структурам или соседствам (neighborhood). Сцена представляет собой комбинацию элементов, видов деятельности и значений.

В статье предлагается обратиться к конкретным категориям, через которые возможен анализ современных сцен. В частности, исследователи выделяют такие измерения как легитимность (что правильно или не правильно внутри сцены), театральность (сцена как способ видеть и быть увиденным) и аутентичность или подлинность, через которую конструируется идентичность участников сцены. К этим категориям авторы предлагают добавить и субизмерения: эгалитаризм, традиционализм, эксгибиционизм, локализм, этничность, трансгрессия, корпоративность и т.д.

Статья также доступна для скачивания