«Must read»: молодежные сцены
В этой рубрике мы знакомим читателей с ключевыми статьями и монографиями в области молодежных исследований, теории и методологии. В этой подборке - знаковые труды, посвященные концепту «сцены».
1. Shank B. Dissonant identities: The rock’n’roll scene in Austin, Texas. – Wesleyan University Press, 2011.
У истоков концепта «сцены» стоял американский социолог Барри Шанк, именно он в книге «Диссонантные идентичности» ввел в употребление новый постсубкультурный термин. В своей работе исследователь обращается к изучению rock’n’roll сцены баров и клубов Остина. Автор останавливается на историческом, культурном и экономическом контексте конкретной сцены. В начале книги читатели включаются в «виртуальный тур» по знаковым городским местам: исследователь анализирует конкретные магазины, ночные клубы, комнаты для репетиций, городские кварталы, улицы и переулки как пространства, где разворачивается rock’n’roll сцену Остина. Затем Б. Шанк описывает субъективный опыт включения в музыкальное сообщество города (автор жил в столице Техаса и играл в изучаемых клубах), а также акцентирует внимание на собственных интересах, чувствах и желаниях на протяжении его музыкальной карьеры. "Сцена" описывается как знаковое пространство, способное формировать и трансформировать идентичность ее участников. На основе эмпирического материала и широкого круга теоретических работ, исследователь показывает, как город становится пространством для «продуктивной борьбы между двумя силами: ожесточенным желанием переделать себя через музыкальную практику, и столь же мощным желанием подтвердить ценность этой практики на сложном структурированном позднекапиталистическом рынке».
«Dissonant identities: The rock’n’roll scene in Austin, Texas» - must have и настольная книга для исследователей молодежных культур.
2. Straw W. (1991) Systems of articulation, logics of change: communities and scenes in popular music. Cultural studies 5: 368-388.
Straw W. Scenes and sensibilities //Public. – 2001. – №. 22-23.
Straw W. Cultural scenes //Loisir et société/Society and Leisure. – 2004. – Т. 27. – №. 2. – С. 411-422.
Вслед за культовой работой Б. Шанка концепт сцены развивается в трудах канадского социолога Уилльяма Строу. Сцена для него - это «естественно образовавшееся» локальное сообщество, обладающее характерными практиками производства и потребления музыки и следующей из них социальной логикой. В статье «Scenes and sensibilities» автор освещает широкий дебат, посвященный возможностям и недостаткам используемой рамки, а также рассуждает о роли и месте «сцены» в ряду других теоретических концептов. В частности, он останавливается на том, что сцены воспринимаются как «живые, продуктивные социальные пространства», предлагающие большее разнообразие, нежели чем национальные культуры. К достоинству нового концепта он относит тот факт, что сцены представляют собой «лаборатории для культурного гражданства». А опасность таится в том, что сцена может «поставить под сомнение уместность более широкого политического или экономического анализа культурной сферы».
Статья «Systems of articulation, logics of change: communities and scenes in popular music» доступна для просмотра и скачивания на платформе Academia.edu (Спасибо автору!)
Статья Scenes and sensibilitiesтакже доступна для скачивания
3. Bennett A., Peterson R. A. Music scenes: local, translocal and virtual. – Vanderbilt University Press, 2004.
Еще один знаковый труд, посвященный практическому использованию концепта «сцены». Книга состоит из четырнадцати эссе, в которых раскрывается увлекательный мир музыкальных сцен. В статьях анализируются те пространства, где музыканты, продюссеры и поклонники участвуют в воспроизводстве общих музыкальных вкусов и стилей жизни, а также рассматриваются различные аспекты существования сцен: структура конкретных сообществ, разделяемые ценности и экономика. Как отмечают авторы, на момент выхода книги, исследования сцен основывались на анализе структуры конкретных музыкальных сообществ, в таких трудах уделялось гораздо меньше внимания процессу создания сцены и ее динамике. Книга призвана восполнить это упущение.
От себя добавим, что во введении в «Music scenes: local, translocal and virtual» кратно, но содержательно, описываются различные подходы к анализу концепта (с точки зрения академического и журналистского дискусов), а также рассматриваются конкретные типы музыкальных сцен.
Полная версия книги доступна по подписке, но ознакомиться с ее отдельными главами можно на Google.books
4. Valentine G., Skelton T. Finding oneself, losing oneself: The lesbian and gay ‘scene’as a paradoxical space //International Journal of Urban and Regional Research. – 2003. – Т. 27. – №. 4. – С. 849-866.
Долгое время в качестве сцены рассматривались исключительно музыкальные культуры. Однако с начала 2000-х предметные рамки постсубкультуного подхода значительно расширились. Используя концепт «сцены» исследователи стали рассматривать разнообразные молодёжные (и не только) пространства и сообщества. В частности, в этой статье в качестве сцены рассматриваются городские гей-пространства Великобритании. В работе акцентируется внимание на значимости сцены в процессе формирования личности, а также подчеркивается ее роль в процессе перехода во «взрослую жизнь». Cцена рассматривается как позитивное пространство, позволяющее молодым людям «найти себя» и осуществить переход от «детства к взрослой жизни». В работе представляются и возможные риски, c которыми могут столкнуться участники сцены. Статья доступна по подписке.
5. Омельченко Е., Поляков С. Концепт культурной сцены как теоретическая перспектива и инструмент анализа городских молодежных сообществ //Социологическое обозрение. – 2017. – Т. 16. – №. 2.
Значимая русскоязычная статья, в которой рассматриваются перспективы использования «сцены» как концептуальной рамки для изучения современных молодежных культур (не только музыкальных).
В первой части статьи исследователи обращаются к истории зарождения и развития концепта, а также рассматривают спектр современных интерпретаций сцены в академической литературе. Авторы отмечают, что ««сцена» обладает рядом эвристических преимуществ, недостающих как субкультуре, так и другим постсубкультурным концептам. Во-первых, это связь групповых культурных практик и конкретных мест/пространств, позволяющая сравнивать конфигурации молодежных сообществ и культурные коалиции в разных географических локациях (городах, странах, регионах). Во-вторых, это переключение исследовательского фокуса с анализа культурных текстов и дискурсов на имплицитные правила и смыслы, в соответствии с которыми индивиды производят сцену в конкретном месте/пространстве и времени».
Во второй части статьи авторы на примере воркаут-сцены Махачкалы демонстрируют логику использования концепта «сцены» «для понимания смысла и особенностей групповой идентичности и солидарности в контексте российского города».
Скачать статью можно поссылке
6. Silver D., Clark T. N., Rothfield L. A theory of scenes //University of Chicago, http://tnc. research. googlepages. com/atheoryofscenes. – 2007
Silver D., Clark T. N., Rothfield L. Рассматривают сцену как элемент городской / районной жизни. Как отмечают авторы, сцена не сводится только ее участникам (обладающим определенными социальными характеристиками), физическим структурам или соседствам (neighborhood). Сцена представляет собой комбинацию элементов, видов деятельности и значений.
В статье предлагается обратиться к конкретным категориям, через которые возможен анализ современных сцен. В частности, исследователи выделяют такие измерения как легитимность (что правильно или не правильно внутри сцены), театральность (сцена как способ видеть и быть увиденным) и аутентичность или подлинность, через которую конструируется идентичность участников сцены. К этим категориям авторы предлагают добавить и субизмерения: эгалитаризм, традиционализм, эксгибиционизм, локализм, этничность, трансгрессия, корпоративность и т.д.
Статья также доступна для скачивания