• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Публикации
Статья
Multiple cultural encounters of urban youth in Russia's Muslim regions

Maslovskiy M., Maiboroda A., Garifzianova A.

Journal of Intercultural Studies. 2018. Vol. 39. No. 5. P. 557-569.

Казанская музыкальная сцена. Группа «Baradj» и Post-Folk-Metal

Продолжаем знакомить вас с первыми результатами исследования, а также рассказывать интересных молодежных сообществах и сценах исследуемых городов. В этом материале  -  казанская музыкальная группа «Baradj».

Казанская музыкальная сцена. Группа «Baradj» и Post-Folk-Metal

О группе рассказывают участники полевой экспедиции в Казани  - Альбина Гарифзянова и Зухра Бикмухаметова:

Как вы узнали о группе?

А.Р. Дело в том, что основатели этой группы из моего города -  из города Елабуги, поэтому знала я их еще до начала проекта.

З.Б: Я тоже познакомилась с исполнителями задолго до поля, это одна из моих любимых групп. Как-то несколько лет назад я увидела их треки в группе «Татарский рок», стало интересно, что это за группа и почему они поют про булгарскую культуру, с тех пор я слушаю их очень часто. 

А.Г. Сама музыкальная группа «Baradj» впервые появилась на татарской музыкальной сцене в  2004 году. Интересно, что до 2004 года основатели группы уже давно знали друг друга и даже занимались в одном кружке бардовской песни в Елабуге, оба играли на гитаре и слушали метал, в какой-то период у них была собственная группа, но они постоянно находились в творческом поиске.  Потом исполнители переехали в Казань. Сейчас группа состоит из четырех человек: Антона (барабаны), Рустема (гитара), Djonathan (вокал, гитара), Алексея  (бас).

В 2006 вышел первый альбом группы, в котором один из треков был написан на татарском языке ("Булгар Иле"), что, как считают исполнители, что является отправной точкой в формировании нового жанра bulgar-folk-metal. 


И.: А что это за жанр -  post-folk-metal?

З.Б.: Этот жанр придумали сами исполнители, в нем  больше никто не играет ни в России, ни за рубежом. Это постфолкметал, то есть это сочетание металла и этнических мотивов.  Интересно, что на выбор их аутентичного пути повлияли, в том числе, и их  родственники – дядя одного из основателей посоветовал написать песню на татарском языке. Так появился трек «Страна булгар», который приобрел широкую популярность и поддержку аудитории.  Следующий альбом гр. «Baradj» был написан полностью на татарском языке.

А. Г.: Мне кажется, их успех заключается в том, что ребята смогли соединить тяжелый метал  с татарскими традициями. А еще у них  был мелодичный женский вокал. Раньше в составе их была девушка, но потом она ушла. 

Сейчас группа не просто поет на татарском языке,   исполнители выстраивают аутентичность группы, используя символику и культуру древних булгаров. Это видно не только в текстах, музыке, но даже в оформлении их дисков и другой символике. Их альбомы в какой-то мере – это художественное произведение визуального искусства, они очень красиво оформлены, каждый образ выверен – это большая работа с глубоким смыслом. Тексты музыкальных композиций «Baradj»  повествуют о мифах и легендах Булгарии, пишет их специалист по истории древнего государства. Одна из главных целей  «Baradj»   - это просвещение слушателей об истории и истоках древнего народа.

Хотя происхождение и название народа – это отдельная дискуссия в Татарстане, которая продолжается уже несколько десятков лет на самых разных уровнях. Кто-то считает себя булгарами,  кто-то татарами. Интересно, что сама группа «Baradj»   - многонациональная.  У  одних исполнителей есть татарские корни, у других нет, кто-то считает себя «булгаром», кто-то идентифицирует себя иначе.


И.: Как переводится «Baradj»?
 

З.Б: «Baradj» означает имя «Дракона»,который обитал на Елабужском городище и по легенде именно он защищал население от угроз. А группа, когда искала название, стремилась найти что-то яркое, что бы название осталось в памяти аудитории. Так они остановились на «Драконе». Но с этим связаны и какие-то личные истории. К примеру, один из лидеров группы родился в год Дракона.

А так это просто яркое название, которое касается именно булгарской культуры. Потому что в современном татарском не используется «Барадж»,  дракон именуется "Зиланом", а «Барадж» же – это отсылка к булгарам.
 

И.: А как они определяют себя по отношению к другим представителям музыкальной сцены Татарстана? 

З.Б: Мы пока на первых этапах исследования, и здесь, конечно сложно говорить о каких-то конкретных выводах. Но они играю рок – а это тяжелая музыка в целом, и мало того, что они играют метал, они играют еще фолкметал. То есть, во-первых, они отделяют себя от других тем, что они играют в собственном уникальном жанре, делают что-то самобытное. 

Во-вторых, сами исполнители разделяют музыкальную сцену на коммерческие группы и  некоммерческие группы. Дело в том, что у них нет продюсера, они трудятся на разных работах, а собственные деньги вкладывают в группу. Они сами снимают клипы и делают афиши. Поэтому ребята четко отделяют себя как некоммерческую группу и другие – коммерческие группы, которые имеют продюсера, связи, площадку. 

Они не причисляют себя ни к «эстраде», ни к андеграунду. Они что-то другое, с их точки зрения -  «неформат». 



И.: Кто в основном  слушает пост-фолк-метал?

А.Г.: Публика очень разная, есть очень взрослые, есть очень молодые, есть те, кто охотятся за их концертами – специально приезжают из других регионов, из маленьких городов, чтобы послушать группу. В основном это молодежь, но исполнители говорят, что их основная аудитория за границей. Их слушают в Германии, в Австралии, в Средней Азии, но выступают они в Татарстане. Интересно, что тексты песен написаны на татарском литературном языке. Я, к примеру, знаю татарский язык, но не понимаю, о чем они поют – это все потому что в текстах много древних слов. Но сами музыканты перед каждым исполнением рассказывают, о чем повествует та или иная композиция.

Нам только предстоит детальный анализ интервью с представителями группы «Baradj»  и другими участниками музыкальной татарской сцены, но уже сейчас понятно, что группа во многом сочетает в себе «глобальные  и «локальные» тенденции, соединяет в себе европейскую музыкальную традицию и элементы культуры древних булгар. Такая же амбивалентность связана и с аудиторией группы. Творчество «Baradj»,  с одной стороны,  направлено на местную аудиторию и ее «просвещение», с другой стороны, группа ориентируется на аудиторию за пределами Татарстана и России – на  тех слушателей, которым близок металл и интересны его фолк-интерпретации.