• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Публикации
Статья
Multiple cultural encounters of urban youth in Russia's Muslim regions

Maslovskiy M., Maiboroda A., Garifzianova A.

Journal of Intercultural Studies. 2018. Vol. 39. No. 5. P. 557-569.

Лейтмотивы властной риторики в отношении российской молодёжи

В Социологическом обозрении вышла статья Искандера Ясавеева, выполненная в рамках нашего проекта.

Лейтмотивы властной риторики в отношении российской молодёжи

В статье представлены результаты исследования риторики российских властей в отношении молодёжи в течение последних четырех лет. В основе анализа находится конструкционистская исследовательская программа Питера Ибарры и Джона Китсьюза, высвечивающая четыре измерения дискурса социальных проблем: риторические идиомы, лейтмотивы, стили конструирования проблем, контрриторические стратегии. Автор сосредоточивается на выявлении лейтмотивов властной риторики в отношении молодёжи: повторяющихся конструкций, выражающих главные аспекты проблематизируемых ситуаций и реакции на них.

Анализ риторики подтверждает предположение о прагматичном отношении российской властной элиты к молодёжи. Властями проблематизируется предполагаемое внешнее воздействие на молодых людей, тогда как ряд ситуаций: ограниченность жизненных шансов молодёжи, распространение ВИЧ/СПИДа, репрессивность уголовной политики и пр. статуса проблемы не имеет. Изучение выступлений президента, государственных программ, докладов и отчётов правительства России показывает, что лейтмотивами властной риторики в отношении молодёжи являются "угроза", "защита" и "традиционные ценности". Власти активно используют конструкцию "традиционные ценности", способствующую конформизму и сохранению "стабильности", без определения того, какие именно традиции российских культур кладутся в их основание. Эти ценности объявляются "истинными" и противопоставляются "квазиценностям" без прояснения принципов такого деления. Выявлены сдвиги во властной трактовке "национальной идеи" — от конкурентоспособности страны к патриотизму, а также патриотизма — от "любви к Отечеству", к готовности защищать государство военными средствами.

Социологическое обозрение. 2016. Т. 15. № 3. С. 49-67.