• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Публикации
Статья
Multiple cultural encounters of urban youth in Russia's Muslim regions

Maslovskiy M., Maiboroda A., Garifzianova A.

Journal of Intercultural Studies. 2018. Vol. 39. No. 5. P. 557-569.

Молодежный вопрос. Елена Омельченко о субкультурах и молодежных сценах

Представляем вашему вниманию новую рубрику -  «Молодежный вопрос». В ней будут публиковаться интервью с экспертами о новых теоретико-методологических подходах к пониманию молодежных сообществ и межэтнического взаимодействия, а также представляться первые результаты нашего проекта.
Первый материал рубрики – интервью Елены Омельченко о современных подходах к пониманию (суб)культур и о молодежных сообществах в целом.

Молодежный вопрос. Елена Омельченко о субкультурах и молодежных сценах


    Субкультуры

 Субкультурами с середины XX века стали называть отдельные движения  и сообщества, обладающие особым стилем,  практиками, музыкальными/ культурными предпочтениями. «Классическими» субкультурами стали: рокеры, скинхеды, стиляги (тедди бойз), панки, хиппи. Но субкультура 50-70 годов  - это не просто хобби или увлечение, она публична и антимейнстримна, а следование субкультуре требовало от ее участников определенной ответственности и мужества.
        В работах Холла и Джеферсона субкультура рассматривалась как форма ритуального сопротивления доминирующей культуре. Ее участники – молодежь рабочего класса,  которая включалась  в субкультуры для того, чтобы сконструировать собственную альтернативную социальную реальность и тем самым справиться со скукой отчужденной жизни.
    Сегодня «классических» субкультур практически не существуют -  они уходят в андеграунд, трансформируются и наделяются иными смыслами. Молодежные сообщества XXI века значительно отличаются от предыдущих, они флюидны и многозначны, поэтому разрабатываемые ранее концепты, в том числе и субкультурный подход, теряют свою актуальность. 


    Современные подходы


     В настоящее время в академическом дискурсе активно развивается концепт «сцены». «Сцена» в обыденном понимании, прежде всего, связывается с музыкой. Она и  преследует концепт с самого начала – первые исследования, в рамках сценарного подхода, действительно, рассматривали музыкальные сообщества и тусовки. 
       Но современный дискурс уже давно вышел за рамки применения концепта «сцены» исключительно к музыкальным сообществам. Сегодня сценарный подход, в отличие от субкультурного,  позволяет изучать не только культурные или субкультурные группы, но и спортивные, активистские, политизированные сообщества.
 


           Об особенностях сцен

«Сцена», так или иначе, ассоциируется с театром. И  театр дает сценарному подходу одну очень важную характеристику - это  «триединство» -  знаменитое классическое свойство театрального искусства: единство времени, места и действия. То есть ключевыми характеристиками «сцены» являются:  «время»  - конкретное и определенное; «пространство» -  реальное, виртуальное и символическое, а также «действие» – практики по производству сцены.

В рамках субкультурного подхода исследователи редко обращались к местам тусовок субкультур, а в  сценовом подходе  - это один из важнейших фокусов изучения. Здесь можно, например, рассказать о сцене «Русской пробежки», которую мы изучали несколько лет назад. Участники пробежки «зависали» в определенных кафе и столовых, тем самым «оккупируя» пространство и присваивая его – персонал кафе подстраивался под ребят, продумывая определенное меню, логистику. А для воркутинских скинхедов значимым местом для тусовки оказался подвал, который не только создавался скинами, но и сам создавал скинов. Потому что практики сообщества, инициация его членов  - это все существует не в воздушном пространстве, а привязано к конкретной локации, в которой и происходит производство сцены. 

Важными чертами «сцены» становятся перформативность и театральность. Театральность -  это очень важный термин, потому что когда мы говорим о сцене -  это всегда некая мера публичности. Это возможность видеть и быть увиденным, т.е. сцена  - это такая площадка «показывания». И это не обязательно про музыкальную сцену. В данном случае у воркаутеров или паркурщиков не меньше театрализации, но, возможно, она проявляется более мягким образом.

Еще одно важное свойство «сцены»  - это регулярность, то есть «сцена» существует, поскольку воспроизводится через регулярные активности и практики взаимодействия. Это могут быть специальные события, а могут быть и обычные рутинные практики.

Следующее свойство – это аутентичность. Понятно, что аутентичность – это конструкт. В контексте каждой сцены есть нечто настоящее, маркируемое как правильное и  единственно верное,  и это будет оформляться или интерпретироваться участниками по своему, в зависимости от локального, географического контекста. К примеру, существуют татарский реп и рок, а казанская воркаут сцена значительно отличается от дагестанской.
     Сцена также социализирует своих участников. Она прививает определённые правила поведения, презентации, демонстрации. Ну, и последнее – это экономика сцены. На сцене часто развивается своя экономика, которая позволяет производителям и потребителям сливаться друг с другом, т.е. вместе становиться творцами культурного продукта. Здесь наиболее показательна музыкальная сцена, поскольку именно в музыке, пожалуй, больше чем в других видах искусства, видна взаимосвязь слушателей и зрителей, проявляющаяся через общие коды, цитаты и отсылки. Музыка не создается в отдельном пространстве, она рождается в процессе взаимодействия  группы, зрителей и слушателей – всех тех, кто может ее понять и получить удовольствие. На сцене фаны становятся музыкантами, музыканты, а музыканты и так всегда фаны.
 

 

Такое понимание «сцены» неокончательно. В своих исследованиях мы совмещаем сценарный и солидарный подходы. То есть, изучая различные молодежные сообщества, мы пытаемся понять, как «сцена» производится и создается, как она трансформируется. Какие векторы солидарностей объединяют молодых людей, а какие, наоборот, вызывают споры. Как распределяется власть в сообществе и какую позицию на сцене занимают девушки/парни, как представлены этнические и религиозные различия. И здесь происходят очень интересные подвижки. Сейчас популярность приобретают форматы клубных сцен с популярными настольными, компьютерными играми. А сами субкультурные сообщества по-разному реагируют на глобальные тенденции.  Так, например, патриотически ориентированные этно-религиозные субкультуры встают на защиту локальных традиций, а другие сообщества предлагают собственные варианты прочтения глобальных молодежных трендов. 


         «Must read» по молодежным сценам:

 

1. Shank B. Dissonant identities: The rock’n’roll scene in Austin, Texas. – Wesleyan University Press, 2011.  

2. Straw W. (1991) Systems of articulation, logics of change: communities and scenes in popular music. Cultural studies 5: 368-388. 

3. Bennett A., Peterson R. A. Music scenes: local, translocal and virtual. – Vanderbilt University Press, 2004. 

4. Stahl G. (2004) 'It's Like Canada Reduced': Setting the Scene in Montreal» in: Bennett, Andy and Keith Kahn-Harris (red.) After Subculture. Palgrave, New York. 

5. Jensen S. Q., Bennett A., Kahn-Harris K. After Subculture: Critical Studies in Contemporary Youth Culture. – 2006. 

6. Straw W. Scenes and sensibilities //Public. – 2001. – №. 22-23.  

7. Hesmondhalgh D. (2005) Subcultures, scenes or tribes? None of the above. Journal of Youth Studies 8: 21-40.

 

Концепт «солидарностей»:

Омельченко Е. Л., Пилкингтон Х. С чего начинается Родина: молодежь в лабиринтах патриотизма //Труды. – 2014. – Т. 75. – №. 1. – С. 15-24.

Омельченко Е. Л. Солидарности и культурные практики российской молодежи начала XXI века: теоретический контекст //Социологические исследования. – 2013. – №. 10. – С. 52-61.

Омельченко Е. Л. Новые молодежные движения и солидарности России/под ред. Омельченко ЕЛ, Сабировой ГА //Ред.: Омельченко ЕЛ Ульяновск: Издательство Ульяновского государственного университета. – 2011.

Литвина Д. А., Омельченко Е. Л. Риторика и повседневность информального образования анархистов //Вопросы образования. – 2013. – №. 2.


Права на тексты принадлежат их авторам. При использовании материалов статьи ссылка на страницу сайта обязательна.