Этнические и религиозные различия на молодежных культурных сценах
21 октября 2016 года в Центре молодежных исследований НИУ ВШЭ (ЦМИ) состоялся семинар «Этнические/религиозные различия на молодежных культурных сценах: практики и идентичности». Мероприятие проходило в рамках проекта «Созидательные поля межэтнического взаимодействия и молодежные культурные сцены российских городов» (2015-2017), поддержанного Российским научным фондом. Семинар позволил познакомиться с первыми эмпирическими результатами этого проекта.
В ходе семинара сотрудники ЦМИ поделились с остальными участниками своими методологическими находками и полевыми сложностями, обсудили новые подходы к изучению межэтнического/межрелигиозного взаимодействия и представили доклады об отдельных молодежных сообществах.
В основу исследований легли результаты анкетирования в СУЗах и ВУЗах, в качестве объекта исследования выступила молодежь 18-22 лет, всего опрошено 3200 респондентов в 4х городах (Санкт-Петербург, Ульяновск, Казань, Махачкала по 800 анкет в каждом городе). Также были проведены интервью с молодежью, представителями молодежных сообществ, в возрасте от 18 до 25 лет (всего 160 интервью), 9 фокус-групп и съемка исследовательского кино о молодежи Дагестана.
Из доклада «Концепт сцены в контексте актуальных академических дискуссий. Региональные различия городских молодежных культурных сцен», представленного директором Центра молодежных исследований Еленой Омельченко и младшим научным сотрудником Святославом Поляковым, следует, что во всех четыре исследованных городах наиболее распространенными группами по культурным практикам в среде молодежи являются футбольные фанаты, любители настольных игр и велолюбители. Хотя в Махачкале не представленными оказались велосипедисты, вместо них в эту пятерку вошли активные мусульмане. Согласно результатам проведенных исследований молодежь Санкт-Петербурга и Казани оказалась в большей степени вовлечена в глобальные тренды субкультурного характера, вследствие чего в популярные группы «вошли» достаточно «нейтральные» субкультурщики гики, геймеры и аниме. В Санкт-Петербурге в их число также попали рокеры.
Директор Центра молодежных исследований
В ходе анализа общих профилей молодежных культурных сцен четырех городов мы обнаружили некие стилевые коалиции, в которые вошли наиболее близкие по степени популярности и принятия сообщества. Так, во всех четырех городах к ним можно отнести:
Аниме – k-pop: объясняется схожестью стилевых субкультурных корней солидарностей и значимыми для участников практиками, сопряженными с культурным, медийным и историческим (страновом) контентом, а также значимостью воображаемой аутентичности.
Гики – геймеры: объясняется ключевой ролью материальной составляющей коммуникации – компьютер, цифровые компетенции, сверх включенность в глобальные тренды Digital - современности.
Геймеры - аниме - k-pop (во всех городах, кроме СПб). Здесь важным становится игровая составляющая коммуникации, перфомативность и театральность сообществ.
Велолюбители – настольные игры: здесь важным становится разного типа уход/побег от формальных активистских вовлеченностей, при наличии определенного социального капитала. Этим объясняется, в частности, незначительное присутствие велолюбителей на махачкалинской сцене.
Эти исследовательские находки, очевидно, требуют дальнейшего анализа, в частности в сопоставлении этих конфигураций сцен с конкретными местами и практиками сообществ, а также с выявлением социально демографического и этнорелигиозных профилей как отдельных групп, солидарностей и субкультур, так и обнаруженных нами кластеров, субкультурных и стилевых концентраций в контекстах таких значимо различающихся локальных пространств городских молодежный сцен четырех российских городов».
Также в ходе семинара был представлен интересный опыт съемки социологического документального кино. Аналитик Центра молодежных исследований Дмитрий Омельченко представил свой опыт работы с камерой в поле, осветив в своем докладе такие аспекты, как этика, эстетика и визуальный материал.
Основным аспектом внимания в его работе стало обсуждение различных вопросов визуальных исследований и того, чем они могут быть полезны современным гуманитарным наукам, в частности, социологии.
Дмитрий на своем опыте недавних съемок документального фильма в Махачкале поделился своим взглядом на социологическое исследовательское кино, описав также вкратце существующий научный дискурс относительно визуализации социологических исследований. Параллельно он рассказал об этапах производства фильма, технической/креативной стороне работы и о том, как это вписывается или может вписываться в парадигму качественных исследований.
С точки зрения автора этические вопросы заслуживают пристального внимания, необходимо соотнесение этики документалиста и этики социолога. Важно добиться правильной визуализации с точки зрения профессии режиссера, но при этом ни в коем случае не исказить ту информацию, которую передает поле. Нужен параллельный анализ работы оператора, монтажера и интервьюера.
Аналитик Центра молодежных исследований
«По сути, документалист перестает быть инородным телом после достаточно короткого времени пребывания в поле. В зависимости от специфики исследуемой группы, ее открытости и общительности ее членов, камеру перестают замечать через день – три после ее появления. Камера зачастую служит сподручным социологу инструментом, не только по причине технического совершенства, т.е. способности выполнять намного более широкий спектр задач, чем тот же диктофон, но еще и по причине возможности предоставления некоей трибуны для респондентов. Этика социолога говорит о сплошной анонимизации получаемого качественного материала, когда же мы изучаем сообщества с внутренней повесткой, сообщества которые стремятся о себе заявить, то анонимизация становится не только ненужной, она иногда мешает открытости поля для изучения. Лидеры и последователи большинства молодежных объединений с удовольствием говорят о себе на камеру, с удовольствием демонстрируют свои практики. И если поначалу имеют место быть некоторые преувеличения своих достижений или популистские заявления, то через обозначенные день - три нахождения камеры рядом с собой, они улетучиваются и респондент чувствует себя совершенно естествен. Уже не замечая или не реагируя на камеру, как на что-то чуждое в своей повседневности».
Также на семинаре были представлены доклады социологов из Казани Алибины Гарифзяновой и Бикмухаметовой Зухры, которые рассказали о татарском пост-роке и этнокультурной музыкальной сцене Казани. Святослав Поляков в своем докладе проанализировал способы репрезентации этничности и религиозности в контексте workout сообщества Махачкалы. Алена Кравцова и Юлия Андреева представили доклад о молодежном активизме в Казани.
Наталья Гончарова и Ольга Елкина рассказали о результатах анкетного опроса проекта.
Участники семинара из РАНХиГС – Дина Лободановаи Илья Стариков представили модели адаптации северокавказских студентов в Москве; презентация Константина Галкина была посвящена медицинским вузам как площадкам позитивного межэтнического взаимодействия. Васильева Надежда и Майборода Алина рассказали о том, как понимается ИГИЛ молодыми дагестанцами.
Отдельный блок семинара был посвящен анализу теоретических и методологических подходов к пониманию молодежных сообществ, где выступили Елена Омельченко с докладом «Концепт сцены в контексте актуальных академических дискуссий. Региональные различия городских молодежных культурных сцен». Юлия Андрееваподелилась тезисами будущей статьи о мигрантских сообществах в городе.
Гюзель Сабирова рассказала о молодежных культурных сценах как местах де/проблематизации этнических и региональных идентичностей. Завершил основную программу семинара доклад Искандера Ясавеевана тему: «Социолог как участник: от конструкционизма к конструкционистской публичной социологии».