• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Публикации
Статья
Multiple cultural encounters of urban youth in Russia's Muslim regions

Maslovskiy M., Maiboroda A., Garifzianova A.

Journal of Intercultural Studies. 2018. Vol. 39. No. 5. P. 557-569.

Этнические и религиозные различия на молодежных культурных сценах

21 октября 2016 года в Центре молодежных исследований НИУ ВШЭ (ЦМИ) состоялся семинар «Этнические/религиозные различия на молодежных культурных сценах: практики и идентичности». Мероприятие проходило в рамках проекта «Созидательные поля межэтнического взаимодействия и молодежные культурные сцены российских городов» (2015-2017), поддержанного Российским научным фондом. Семинар позволил познакомиться с первыми эмпирическими результатами этого проекта.

Этнические и религиозные различия на молодежных культурных сценах

В ходе семинара сотрудники ЦМИ поделились с остальными участниками своими методологическими находками и полевыми сложностями, обсудили новые подходы к изучению межэтнического/межрелигиозного взаимодействия и  представили доклады об отдельных молодежных сообществах.

В основу исследований легли результаты анкетирования в СУЗах и ВУЗах, в качестве объекта исследования выступила молодежь 18-22 лет, всего опрошено 3200 респондентов в 4х городах (Санкт-Петербург, Ульяновск, Казань, Махачкала по 800 анкет в каждом городе). Также были проведены интервью с молодежью, представителями молодежных сообществ, в возрасте от 18 до 25 лет (всего 160 интервью), 9 фокус-групп и съемка исследовательского кино о молодежи Дагестана.

Из доклада «Концепт сцены в контексте актуальных академических дискуссий. Региональные различия городских молодежных культурных сцен», представленного директором Центра молодежных исследований Еленой Омельченко и младшим научным сотрудником Святославом Поляковым, следует, что во всех четыре исследованных городах наиболее распространенными группами по культурным практикам в среде молодежи являются футбольные фанаты, любители настольных игр и велолюбители.  Хотя в Махачкале не представленными оказались велосипедисты, вместо них в эту пятерку вошли активные мусульмане. Согласно результатам проведенных исследований молодежь Санкт-Петербурга и Казани оказалась в большей степени вовлечена в глобальные тренды субкультурного характера, вследствие чего в популярные группы «вошли» достаточно «нейтральные» субкультурщики гики, геймеры и аниме. В Санкт-Петербурге в их число также попали рокеры.

Один из важных выводов, к которому пришли исследователи, состоит в том, что в определенной степени происходит маргинализация «традиционных» субкультур. Они  вытесняются практиками, не связанными со строгой приверженностью к определенному стилю одежды/музыки, а также практиками «закрытых» сообществ.
Омельченко Елена Леонидовна

Директор Центра молодежных исследований

 
«Среди других интересных находок можно отметить актуальное присутствие религиозного фактора, как важной составляющей ключевых молодежных сообществ в Махачкале и Казани, а также популярность ЗОЖ активизма. Далее, хипстеры, как один из ярких медиа «героев» молодежных культурных сцен – узнаваемой и популярной фигурой оказался только в Санкт Петербурге,  тогда как в Казани и Ульяновске – хипстеры практически не заметны на молодежных сценах, а в Махачкале и вовсе попадают в зону невидимости. Для понимания этих феноменов требуется детальный анализ социально демографической составляющей этих групп, что будет сделано позже. В трех городах (в отличие от Санкт Петербурга), особенно в Махачкале, выделяется сильная позиция дворового спорта (турникмены, вокаут), а также БПАН (сообщество молодежи вокруг машин с низкой подвеской: Без Посадки Авто Нет). Это преимущественно мужские группы, с характерными для них ценностями жесткой маскулинности и патриархатного гендерного порядка, что подтверждается и данными качественного исследования.

В ходе анализа общих профилей молодежных культурных сцен четырех городов мы обнаружили некие  стилевые коалиции, в которые вошли наиболее близкие по степени популярности и принятия сообщества. Так, во всех четырех городах к ним можно отнести:

Аниме – k-pop: объясняется схожестью стилевых субкультурных корней солидарностей и значимыми для участников практиками, сопряженными с культурным, медийным и историческим (страновом) контентом, а также значимостью воображаемой аутентичности.

Гики – геймеры: объясняется ключевой ролью материальной составляющей коммуникации – компьютер, цифровые компетенции, сверх включенность в глобальные тренды Digital - современности.

Геймеры - аниме - k-pop (во всех городах, кроме СПб). Здесь важным становится игровая составляющая коммуникации, перфомативность и театральность сообществ.

Велолюбители – настольные игры:  здесь важным становится разного типа уход/побег от формальных активистских вовлеченностей, при наличии определенного социального капитала. Этим объясняется, в частности, незначительное присутствие велолюбителей на махачкалинской сцене.

Эти исследовательские находки, очевидно, требуют дальнейшего анализа, в частности в сопоставлении этих конфигураций сцен с конкретными местами и практиками сообществ, а также с выявлением социально демографического и этнорелигиозных профилей как отдельных групп, солидарностей и субкультур, так и обнаруженных нами кластеров, субкультурных и стилевых концентраций в контекстах таких значимо различающихся локальных пространств городских молодежный сцен четырех российских городов».

Также в ходе семинара был представлен интересный опыт съемки социологического документального кино. Аналитик Центра молодежных исследований Дмитрий Омельченко представил свой опыт работы с камерой в поле, осветив в своем докладе такие аспекты, как этика, эстетика и визуальный материал.

Основным аспектом внимания в его работе стало обсуждение различных вопросов визуальных исследований и того, чем они могут быть полезны современным гуманитарным наукам, в частности, социологии.



Дмитрий на своем опыте недавних съемок документального фильма в Махачкале поделился своим взглядом на социологическое исследовательское кино, описав также вкратце существующий научный дискурс относительно визуализации социологических исследований. Параллельно он рассказал об этапах производства фильма, технической/креативной стороне работы и о том, как это вписывается или может вписываться в парадигму качественных исследований. 

С точки зрения автора этические вопросы заслуживают пристального внимания, необходимо соотнесение этики документалиста и этики социолога.  Важно добиться правильной визуализации с точки зрения профессии режиссера, но при этом ни в коем случае не исказить ту информацию, которую передает поле. Нужен параллельный анализ работы оператора, монтажера и интервьюера. 
Омельченко Дмитрий Анатольевич

Аналитик Центра молодежных исследований

«По сути, документалист перестает быть инородным телом после достаточно короткого времени пребывания в поле. В зависимости от специфики исследуемой группы, ее открытости и общительности ее членов, камеру перестают замечать через день – три после ее появления. Камера зачастую служит сподручным социологу инструментом, не только по причине технического совершенства, т.е. способности выполнять намного более широкий спектр задач, чем тот же диктофон, но еще и по причине возможности предоставления некоей трибуны для респондентов. Этика социолога говорит о сплошной анонимизации получаемого качественного материала, когда же мы изучаем сообщества с внутренней повесткой, сообщества которые стремятся о себе заявить, то анонимизация становится не только ненужной, она иногда мешает открытости поля для изучения. Лидеры и последователи большинства молодежных объединений с удовольствием говорят о себе на камеру, с удовольствием демонстрируют свои практики. И если поначалу имеют место быть некоторые преувеличения своих достижений или популистские заявления, то через обозначенные день - три нахождения камеры рядом с собой, они улетучиваются и респондент чувствует себя совершенно естествен. Уже не замечая или не реагируя на камеру, как на что-то чуждое в своей повседневности». 

Также на семинаре были представлены доклады социологов из Казани Алибины Гарифзяновой и  Бикмухаметовой Зухры, которые рассказали о татарском пост-роке и  этнокультурной музыкальной сцене Казани. Святослав Поляков в своем докладе проанализировал способы репрезентации этничности и религиозности в контексте workout сообщества Махачкалы.  Алена Кравцова и Юлия Андреева представили доклад  о молодежном активизме в Казани.

Наталья Гончарова и Ольга Елкина рассказали о результатах анкетного опроса проекта.

Участники семинара из  РАНХиГС  – Дина Лободановаи Илья  Стариков представили модели адаптации северокавказских студентов в Москве; презентация Константина Галкина была посвящена медицинским вузам как площадкам позитивного межэтнического взаимодействия. Васильева Надежда и Майборода Алина рассказали о том, как понимается ИГИЛ молодыми дагестанцами.

Отдельный блок семинара был посвящен анализу  теоретических и методологических подходов к пониманию молодежных сообществ, где выступили Елена Омельченко с докладом «Концепт сцены в контексте актуальных академических дискуссий. Региональные различия городских молодежных культурных сцен». Юлия Андрееваподелилась тезисами будущей статьи о мигрантских сообществах в городе.

Гюзель Сабирова рассказала о молодежных культурных сценах как местах де/проблематизации этнических и региональных идентичностей.  Завершил основную программу семинара доклад  Искандера Ясавеевана тему:  «Социолог как участник: от конструкционизма к конструкционистской публичной социологии».