Очередной семинар по проекту
2 декабря прошла рабочая встреча участников проекта, на которой обсуждалась качественная часть поля в Санкт-Петербурге
Завершился полевой этап проекта в Санкт-Петербурге и Ульяновске. Участники проекта обсудили то, как прошла качественная часть поля в Санкт-Петербурге, а также сформулировали предложения для поведения полей в Махачкале и Казани.
Так руководитель проекта, директор Центра молодежных исследований, Елена Омельченко поделилась впечатлениями от полевого этапа: «Первые два поля (Ульяновск, Санкт-Петербург)показали, что нужно учитывать региональный аспект и важно вносить в методологию исследования, в частности гайды интервью и фокус групп, особенности, связанные с локальной культурой. В частности, в отличие от двух полей, реализованных в преимущественно русско-населенных городах, следующих два поля у нас будут идти в другой ситуации, связанной с другой этнической композицией. Проведенные два выезда (Казань, Махачкала), предварительные беседы показали, что там будет складываться другая ситуация и, на мой взгляд, там надо будет усилить направление, связанное с отношением к религии, этничности, а также несколько изменить состав культурных сцен, представленных в инструментарии».
Также в ходе обсуждения было замечено, что юноши и девушки активно демонстрировали свою толерантность в ходе фокус-групп, ссылаясь на друзей и наличие в ближнем кругу молодежи другой этничности, и при этом настаивали на отсутствие конфликтов и проблем, с которыми они сталкивались в ходе общения. Но при переходе к более общим обсуждениям, были обнаружены элементы расистского сознания.
Также менеджер проекта, заместитель директора Центра молодежных исследований, Гюзель Сабирова в ходе дискуссии обратила внимание на то, как проходили фокус-группы и уделила время обсуждению методологических особенностей данного исследовательского инструмента: «В принципе использование такой методологии как фокус-группа при обсуждении таких проблемных тем может быть и проблематичным, но хотя вот была у нас фокус-группа со спортсменами и они достаточно открыто говорили о своих и чужих стереотипах, без всякого стеснения, скажем так».
Более того было замечено, что наличие опыта публичного говорения о конфликте, например, у представителей общественных организаций, помогает озвучивать свои позиции и затрагивать разные вопросы, касающиеся ксенофобии и отношения не только между русскими и другими национальностями, но так и внутри национальностей. Так как есть язык того, как не/говорить на данные темы.