• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Публикации
Статья
Multiple cultural encounters of urban youth in Russia's Muslim regions

Maslovskiy M., Maiboroda A., Garifzianova A.

Journal of Intercultural Studies. 2018. Vol. 39. No. 5. P. 557-569.

2 октября состоялся шестой семинар по проекту

Рабочий семинар проходил на протяжении всего дня. Программа семинара включала в себя содержательные выводы пилотажа, редакцию инструментария. 

2 октября состоялся шестой семинар по проекту

Обсуждались первичные результаты по работе с интервью, фокус-группами, а также впечатления, находки и перспективы работы в Дагестане. Вторая часть семинара была посвящена работе по качественной части проекта. Заключительная часть была направлена на планирование работы по количественному этапу проекта. Перечисленные выше вопросы являлись основными для обсуждения среди участников в ходе шестого семинара по проекту. По итогам пилотажного этапа собрано 15 интервью, проведено 4 фокус-группы в Санкт-Петербурге, а также опробована анкета среди студентов и учащихся ПТУ Ульяновска и Санкт-Петербурга, а так же проведено 4 интервью индивидуальных и 3 групповых в Махачкале.

По результатам пилотажа молодежные компании можно классифицировать следующим образом: компании сегментаристские, где, ключевым и первичным фактором объединения выступает пространственная близость, например, учиться, жить, работать вместе. Второй принцип – это компании по интересам, где в центре оказывается интерес и занятие, которым человек хочет заниматься. На фоне этого возникают круги общения и компании. Третий принцип – это объединение людей, ради развлечения, например, компании выходного дня, где часто люди незнакомые друг с другом соединяются, чтобы хорошо провести время совместно. А также домашние круги, которые связаны с домашней памятью историей, кровные связи, также друзья по школе, одноклассники, и земляки, которые могут включать как людей, которые приехали из одного района, так и люди из одной республики.

  

Вторая часть семинара была посвящена вопросам корректировки инструментария интервью, фокус-групп и экспертных интервью, внесению принципиальных замечаний, чтобы окончательно сформировать инструментарий. Наблюдения модераторов фокус-групп были обобщены в методологических и содержательных замечаниях. Методологические заключались, например, в том, что специфическим образом сработал вопрос про деление на «свой-чужой человек», и большинство ответов давалось относительно психологических и личностных характеристик, например, свой человек – это честный или тот, кто не предаст. Также участникам фокус-группы предлагалось задание, целью которого было нарисовать свое место. И в результате оказалось, что данный вопрос про места и картографирование сработал своеобразно. Для обеих групп («дворовые» и представители барной культуры) чужими местами оказались спальные районы, гей-клубы, а чужие люди - это гопники и геи. Также в ходе проведения фокус-групп, появился дом, как место встречи и значимое пространство. Молодые участники фокус-групп были разной степени толерантности, но в основном проговаривалось негативное отношение к чужим, прежде всего, к мигрантам. Но интервьюерами было отмечено, что даже первичный анализ показывает, что можно сказать, что существует этический кодекс «умалчивания» ксенофобии: об этом неприлично говорить, что для тебя важна национальность другого. Но это, как правило, относится только к первым реакциям на вопрос, более длительный разговор позволяет раскрыть позицию информанта более полно. Еще одно пространство позитивного взаимодействия, которое выявилось в ходе пилотажа – это места совместного обучения. Один из тезисов, который планируется в дальнейшем рассмотреть подробнее, это влияние опыта зарубежных поездок на восприятие меньшинств. То есть появление друзей-иностранцев помогает по-другому посмотреть на то, как в России конструируется образ «чужого». Третья часть семинара была посвящена обсуждению результатов пилотажа анкетного опроса в ходе которого были откорректированы отдельные вопросы..

В конце семинара были сформулированы планы на ближайшие две недели - это продолжение работы над инструментарием, внесение финальных правок в гайды интервью и фокус-групп, а также запуск поля в Ульяновске и Санкт-Петербурге. Также были обозначены даты начала поля в Санкт-Петербурге – с 19 октября по 8 ноября будет проходить активная часть анкетного опроса.