2 октября состоялся шестой семинар по проекту
Рабочий семинар проходил на протяжении всего дня. Программа семинара включала в себя содержательные выводы пилотажа, редакцию инструментария.
Обсуждались первичные результаты по работе с интервью, фокус-группами, а также впечатления, находки и перспективы работы в Дагестане. Вторая часть семинара была посвящена работе по качественной части проекта. Заключительная часть была направлена на планирование работы по количественному этапу проекта. Перечисленные выше вопросы являлись основными для обсуждения среди участников в ходе шестого семинара по проекту. По итогам пилотажного этапа собрано 15 интервью, проведено 4 фокус-группы в Санкт-Петербурге, а также опробована анкета среди студентов и учащихся ПТУ Ульяновска и Санкт-Петербурга, а так же проведено 4 интервью индивидуальных и 3 групповых в Махачкале.
По результатам пилотажа молодежные компании можно классифицировать следующим образом: компании сегментаристские, где, ключевым и первичным фактором объединения выступает пространственная близость, например, учиться, жить, работать вместе. Второй принцип – это компании по интересам, где в центре оказывается интерес и занятие, которым человек хочет заниматься. На фоне этого возникают круги общения и компании. Третий принцип – это объединение людей, ради развлечения, например, компании выходного дня, где часто люди незнакомые друг с другом соединяются, чтобы хорошо провести время совместно. А также домашние круги, которые связаны с домашней памятью историей, кровные связи, также друзья по школе, одноклассники, и земляки, которые могут включать как людей, которые приехали из одного района, так и люди из одной республики.
Вторая часть семинара была посвящена вопросам корректировки инструментария интервью, фокус-групп и экспертных интервью, внесению принципиальных замечаний, чтобы окончательно сформировать инструментарий. Наблюдения модераторов фокус-групп были обобщены в методологических и содержательных замечаниях. Методологические заключались, например, в том, что специфическим образом сработал вопрос про деление на «свой-чужой человек», и большинство ответов давалось относительно психологических и личностных характеристик, например, свой человек – это честный или тот, кто не предаст. Также участникам фокус-группы предлагалось задание, целью которого было нарисовать свое место. И в результате оказалось, что данный вопрос про места и картографирование сработал своеобразно. Для обеих групп («дворовые» и представители барной культуры) чужими местами оказались спальные районы, а чужие люди - это гопники. Также в ходе проведения фокус-групп, появился дом, как место встречи и значимое пространство. Молодые участники фокус-групп были разной степени толерантности, но в основном проговаривалось негативное отношение к чужим, прежде всего, к мигрантам. Но интервьюерами было отмечено, что даже первичный анализ показывает, что можно сказать, что существует этический кодекс «умалчивания» ксенофобии: об этом неприлично говорить, что для тебя важна национальность другого. Но это, как правило, относится только к первым реакциям на вопрос, более длительный разговор позволяет раскрыть позицию информанта более полно. Еще одно пространство позитивного взаимодействия, которое выявилось в ходе пилотажа – это места совместного обучения. Один из тезисов, который планируется в дальнейшем рассмотреть подробнее, это влияние опыта зарубежных поездок на восприятие меньшинств. То есть появление друзей-иностранцев помогает по-другому посмотреть на то, как в России конструируется образ «чужого». Третья часть семинара была посвящена обсуждению результатов пилотажа анкетного опроса в ходе которого были откорректированы отдельные вопросы..
В конце семинара были сформулированы планы на ближайшие две недели - это продолжение работы над инструментарием, внесение финальных правок в гайды интервью и фокус-групп, а также запуск поля в Ульяновске и Санкт-Петербурге. Также были обозначены даты начала поля в Санкт-Петербурге – с 19 октября по 8 ноября будет проходить активная часть анкетного опроса.