«Наши бывшие «НАШИ»: прошлое и настоящее
Осенняя серия методологических семинаров Центра молодежных исследований открылась показом-презентацией второй части международного исследовательского фильма Дмитрия Омельченко под общим названием «Что значит быть молодым в современной Европе» - «Наши бывшие «НАШИ».
Движение «НАШИ» - это один из самых ярких и противоречивых проектов на молодежной политической сцене, организованный в 2005-ом году под эгидой государства. Обладая поддержкой на идеологическом и финансовом уровне со стороны руководства страны, движение осуществляло довольно провокационные социально-активистские политические проекты, испытывая экзальтацию от того, что они делают. Но в связи с многочисленными кризисами, происходящими в движении, повышением градуса всеобщей агрессии и недовольства ситуацией в стране, движение «эволюционировало» от крупной региональной сети, управляемой из центра, до автономных проектов, многие участники которых пытаются дистанцироваться от прошлого движения «НАШИ», позиционируя себя в качестве независимых гражданских активистов. Организуя массовые уличные акции, они идут на специфические риски, сопряженные с удовольствием от принадлежности к сообществу, единения с толпой, и от героического поведения, ведь их действия подчинены одной общей цели - защищать Родину от навалившихся на нее проблем.
Данный исследовательский фильм создан в рамках работы над проектом MYPLACE (Memory, Youth, Political Legacy and Civic Engagement) и является одновременно визуальной интерпретацией и самостоятельным продуктом исследовательского кейса, реализованного совместными усилиями стажеров-исследователей ЦМИ Анастасией Миньковой и Натальей Федоровой. В 2011 году Анастасия Минькова начала изучать прокремлевское движение «НАШИ», и ее исследовательский интерес был сосредоточен на комиссарском сообществе, а затем к съемке и работе над кейсом подключилась Наталья Федорова, и в фокусе ее внимания оказался проект, борющийся за улучшения в сфере ЖКХ – «Все дома». Фильм же включает в канву сюжета еще и такие движения, как «Стоп Хам», «Хрюши против», «Беги за мной», и представляет собой рассказ о бывших и нынешних активностях, судьбах их участников, взглядах на жизнь и правительство, об их ожиданиях от движения, разочарованиях и достижениях.
Показ первой части фильма«Что значит быть молодым в современной Европе», посвященного анархо-сцене города Санкт-Петербурга,состоялся в апреле этого года.
Одна из особенностей жанра исследовательского фильма – то, что он порождает множество интерпретаций сюжета, раздумий и споров. Каждый видит в нем что-то свое и понимает его по-своему, что наглядно продемонстрировала развернувшаяся после фильма полуторачасовая дискуссия.
Оксана Запорожец:
«Большой плюс этого фильма, что герои фильма показаны разными. Там есть те люди, с которыми ты понимаешь, что никогда, и которые предстают, как вполне хорошие люди. Это очень важный ход мы не демонизируем их и не рисуем одной краской, они ставят нас, как зрителей, в позицию интерпретатора: «А какие они?» Это очень важный шаг навстречу к пониманию этой разницы. Мне кажется, в фильме улавливается идея о том, что это не самостоятельные люди, являющиеся исполнителями функций организации, акторами предписанных программ, потому что, у как простого зрителя, у меня возник вопрос: «А зачем молодой человек из Эстонии едет в Москву, там что-то затевает, возвращается со значками и наклейками? Почему это его жизненный выбор? Для меня остается вопросом, почему участники движения это делают, в чем их личный интерес».
Наталья Федорова:
«Когда я начала исследование, мне было безумно интересно, почему люди такого же возраста, как я, из того же поколения, почему они делают выбор вступить в этот проект. Были различные биографии, истории, различные оправдания прихода из одного молодежного движения в другое, разочарования, но до конца какого-то одной идеи, какого-то одного мнения, я не могу выделить».
Раиса Акифьева:
«Я интерпретирую следующим образом: я здесь вижу, с одной стороны, действия, которые вызывают симпатию. Действительно, меня, как жителя города, страны возмущает наличие просроченных продуктов в магазине, наличие неправильно припаркованных машин и так далее, но, с другой стороны, я вижу слабость аргументации участников движений и вязкость их идеологической базы. Они объясняют мотивы и причины на слишком локальном уровне, что выглядит, на мой взгляд, очень жалко. Кроме того, в основе этих движений лежит не созидание, а разрушение».
Елена Омельченко:
«Самым страшным в этом активизме является именно упоение и радость от расправы и «моральной порки». Поскольку все это записывается на видео, это даже не борьба с самим явлением, а пиар-продвижение их борьбы. И именно потому, что они чувствуют за спиной поддержку, силу и власть, и я не верю тому, что они не имеют никакого отношения к политике и бескорыстно борются за гражданские права».
Дарья Литвина:
«У меня была главная несостыковка: они говорят, что мы не относимся ни к какой политической силе, но, с другой стороны, очевидно, что у них есть камера, костюмы, наклейки и у них есть возможность подойти и в центре города сделать не очень хорошее, не очень законное дело (например, наклеить наклейку на машину), снять это на камеру, выложить в Интернет. Они это делают, и их почему-то никто не трогает, значит, у них должна быть за спиной какая-то серьезная защита».