Седьмой методологический семинар ЦМИ : исследование внешкольной активности детей мигрантов
В ЦМИ прошел рабочий семинар по двухгодичному проекту «Внеучебная активность и интеграция детей мигрантов в Санкт-Петербурге»,поддержанному РГНФ, на котором участники проекта обсудили результаты первого этапа работы,теоретические основания исследования,скорректировали цели и задачи для последующих этапов реализации проекта.
В ЦМИ прошел рабочий семинар по двухгодичному проекту «Внеучебная активность и интеграция детей мигрантов в Санкт-Петербурге»,поддержанному РГНФ, на котором участники проекта обсудили результаты первого этапа работы,теоретические основания исследования,скорректировали цели и задачи для последующих этапов реализации проекта.
Центр молодежных исследований в партнерстве с НИЦ «Регион» (Ульяновск) уже в течение нескольких лет занимается темой детей мигрантов. Сотрудниками проводились массовые опросы и качественные интервью в нескольких городах России: в Санкт-Петербурге, Ульяновске, Краснодаре, Москве.
В начале семинара участники проекта Сабирова Гюзель и Акифьева Раиса обозначили проблематику проекта, его цели задачи. Главной целью настоящего исследования является изучение и анализ активности детей мигрантов школьного возраста, связанной с внешкольной жизнью детей, их свободным временем. Задачи включают исследование досуговых практик детей мигрантов, анализ востребованности досуговой инфраструктуры, оценку эффективности существующих схем включения детей во внешкольную активность и влияния посещения специализированных учреждений на успешность интеграции детей, а также изучение различия включенности в досуговые сети, исходя из социо-культурных или экономических параметров.
На сегодняшний день, можно выделить два основных подхода к исследования внешкольной активности детей мигрантов:
• Классовый подход, основная идея которого заключается в том, что социальный класс формирует различия в жизни детей и оказывает непосредственное влияние на их досуг. Родители, представители разных классов используют совершенно разные стратегии воспитания, которые определяют жизненную траекторию ребенка, в том числе, специфику внешкольной активности и ее эффективность;
• Досуговый подход, напротив, фокусируется на том, каким образом вовлеченность ребенка во внешкольную активность, досуговую сферу, посещение кружков и секции способно компенсировать социально неблагоприятную среду и недостаток культурного, социального и человеческого капиталов. То есть, здесь необходимо изучить характеристики разных досуговых ниш, оценить занятия в специализированных центрах и клубах с точки зрения эффективности их влияния на степень интеграции ребенка, изучить, какую роль в данном процессе играет педагог.
Участники проекта планируют попытаться рассмотреть эту проблему шире и комплексно изучить факторы, которые оказывают влияние на жизнь ребенка, включив в анализ разнообразные среды и факторы: ближайшее окружение ребенка (как воспитание может оказать влияние на ребенка, с одной стороны, и с другой – как личностные особенности ребенка могут определить родительское воспитание); включенность родителей в школьную и внешкольную жизнь ребенка; культурный капитал детей мигрантов (ценности, законы и традиции), которые способствуют/препятствуют их интеграции и социализации.
Основными методами исследования станут: экспертное интервьюирование агентов, включенных (имеющих непосредственное отношение) в организацию внешкольной активности детей; проведение качественных интервью со школьниками-мигрантами, их одноклассниками и родителями и участниками различных внешкольных активностей (языковых, музыкальных, спортивных школ); анкетирование. Еще одним интересным методом исследования является проведение среди учащихся 8-9ых классов сочинений на определенную тему, и Ольга Бредникова, которая уже провела три таких «творческих урока», рассказала коллегам о методологических проблемах данного метода, его плюсах и минусах.
Оказывается, не смотря на то, что сочинение является нормализированной практикой для школьников, и на его написание было выделено довольно большое количество времени, ответы получились довольно скупыми и неразвернутыми: в сочинениях не хватает контекстов, которые бы позволили расшифровать, что ребенок имел в виду; имеется много противоречивой информации; нарративы недостаточно рефлексивны – ребенок не может может аргументированно выразить свое мнение и объяснить свое поведение. Но, тем не менее, полученный, благодаря сочинениям, фактологический материал можно назвать довольно богатым, дети подробно описывают, чем занимались/увлекались раньше и в настоящее время, и из этой информации можно «вычленить» дискурсивные вещи и реконструировать социальный смысл.
На рабочем семинаре также прозвучало выступление студентов - Алексея Макеева и Алины Любишиной, которые в рамках этого проекта проводятисследование в одном из подростково-молодежных клубов Санкт-Петербурга. Они дали небольшую социально-классовую характеристику его участников и выделили критерии досуговой активности, которые могут каким-то образом влиять на интеграцию детей. Это - наличие компетентного заинтересованного взрослого, неструктурированная активность, правила и нормы, которые формируются в клубе и исходят от детей на основании реальных инцидентов, произошедших в клубе. Что радует, в исследуемом клубе наблюдается избавление от ксенофобии: отсутствует ограничение «ты эмигрант - я местный»; каждый участник, вне зависимости от национальной и расовой принадлежности, на равных правах может принимать участие в организуемых соревнованиях, и в интервью участников нередко встречаются высказывания, что «мы - одна семья, один дом».
На следующем этапе проекта планируется продолжение сбора эмпирических данных, а также проведение расшренного семинара по первым результатам в декабре 2013 года.