ЦМИ налаживает связи с финскими коллегами
Сотрудники ЦМИ Елена Омельченко и Гюзель Сабирова вернулись из плодотворной поездки в Финляндию, где в Университете Тампере (University of Tampere) проходил семинар, посвященный молодежным исследованиям.
Сотрудники ЦМИ Елена Омельченко и Гюзель Сабирова вернулись из плодотворной поездки в Финляндию, где в Университете Тампере (University of Tampere) проходил семинар, посвященный молодежным исследованиям.
Елена Омельченко представила доклад на основе статьи, написанной совместно с Хиллари Пинкилтон (профессор социологии Университета Уорвика). В данной статье представлен новый подход к изучению молодежи – солидарно-коммуникационный, который помогает «примирить» давний спор между субкультурным и пост-субкультурным подходами.
Субкультурная теория, зародившаяся в Европе в пост-военное время, фокусировала своё внимание на влиянии классового происхождения молодежи (родительский культурный капитал, социальный статус семьи) на субкультурный выбор. Становясь панком или скинхедом, молодой человек символически спорит или преодолевает обязательство быть таким же, как его родители.
В 80-90-е годы принадлежность к определенным статусам становится не так важна, и в науке начинает развиваться новый подход – пост-субкультурный, который утверждает, что принадлежность к той или иной субкультуре становится более стилистической. Это внешнее принятие стилей, не имеющее под собой идеологической основы и не требующее «пожизненной» приверженности ценностям.
Центр молодежных исследований посредством своих исследований показывает, что субкультурная идентичность вписана в повседневность молодежи, в ее жизнь, в целом (работу, учебу, досуг) и переносит фокус внимания с социальных классов и специфических имиджей на коммуникативные практики. Ведь самым главным в идентичности (как субкультурной, так и другой – профессиональной, гендерной и т.д.), становится внутригрупповая коммуникация, которая служит для укрепления межличностных связей, формирования эмоциональных привязанностей, понимания и разделения значимых смыслов и идей.
ЦМИ развивает эту идею и вводит концепт «солидарность», как одну из новых форм проявления этой социальной коммуникации. Она позволяет увидеть, что миксовые формы (смешение разных стилевых элементов), о которых говорит пост-субкультурный подход, не случайны. Некоторые ценности (в основном, формируемые вдоль векторов социального напряжения) в какой-то момент становятся важными для представителей разных социальных и культурных сообществ или даже для мэйнстрима, и вокруг них формируются солидарности. Они могут быть событийными, образованные вокруг участия в каком-то мероприятии (демонстрации, акции, флэш-мобе), постоянными (например, анархическое движение объединяет и крастеров, и панков, и красных скинов), а также виртуальными, существующими в пространстве Интернет.
Елена Омельченко:
«Статья достаточно амбициозная, она интересна не только на национальном уровне, но и на международном. Мы пытаемся вырваться из рамок чисто национального исследования и показать, что опыт исследования молодежи, ее повседневности в пост-советском пространстве России и Восточной Европы может внести огромный вклад в развитие «youth’s studies» в более широком, глобальном контексте, то есть, вписать дискуссию, которая существует в рамках российского исследовательского опыта в повестку дня глобальной социологии. Советский субкультурный опыт интересен тем, что очень сильно отличается от европейского, он всегда был политизирован, находился в андеграунде и всегда существовал вместе с очень низким уровнем толерантности со стороны мэйнстрима».
Также в Финляндии активно обсуждали вопросы, связанные с открытием магистратуры по молодежным исследованиям, а именно уточняли структуру курикулума, обсуждали, какие предметы должны быть включены в образовательную англоязычную программу и какие шаги необходимо предпринять для ее формирования и введения. Программ, специализирующихся на молодежи, очень мало в Европе, поэтому многие университеты, такие, как Университет Помпеу Фабра (Испания), Манчестерский городской Университет (Великобритания), Бременский университет (Германия) и Таллиннский университет (Эстония) заинтересованы в развитии партнерства вокруг нее.
Еще одним важным моментом встречи был разговор, касающийся разработки совместного проекта с финскими коллегами. Он инициирован Российским гуманитарным научным фондом и Академией наук Финляндии и посвящен социо-гуманитарным проблемам человеческого разума. В ходе его реализации будут разработаны общие позиции, поставлен общий исследовательский вопрос и разработана общая методика исследования, но само исследование будет проводиться в двух разных странах для последующего сравнения полученных результатов.