Открытие «методологического» сезона: Максим Кудряшов о социологическом анализе музыки в молодежных исследованиях
Младший научный сотрудник Центра молодежных исследований Максим Кудряшов открыл своим выступлением "Популярная музыка и ее значение для молодежных исследований" серию регулярных методологических семинаров.
Младший научный сотрудник Центра молодежных исследований Максим Кудряшов открыл своим выступлением "Популярная музыка и ее значение для молодежных исследований" серию регулярных методологических семинаров. По мнению исследователей, музыка – это «самое юношеское из искусств» (И. Кон), «базовая форма молодежной культуры» (Х. Пинкилтон), «один из наиболее точных знаковых маркеров молодежи» (В. Луков), но проблемы специфики ее восприятия и изучения репрезентирующихся в ней социальных смыслов, остаются недостаточно описанными, поэтому они нуждаются в отдельном изучении. Особую важность социологическое изучение музыки приобретает именно в молодежных исследованиях.
Но когда встает вопрос об анализе музыки, исследователи сталкиваются, по крайней мере, с двумя проблемами:
1. Почему люди слушают музыку определенного жанра/стиля? Ведь они используют ее не только и не столько как инструмент протеста против устройства общества или как часть жизненного стиля, как аспект групповой солидаризации или средство конструирования собственной идентичности. Но музыка – это не только пассивный объект, используемый молодежными сообществами. Музыка сама может стать «проводником» в ту или иную субкультуру. Она содержит в себе некое таинственное «ядро», привлекающее людей и особым образом связанное с социально-культурно-историческим контекстом.
2. Как возможно социологически изучать музыку? Песня – это сложнейший вид коммуникации, многоуровневая семиотическая система, состоящая из нескольких слоев: музыка, текст, а начиная с 80-х, еще и видеоряд. Ее очень сложно анализировать, потому что каждый слой может дополнять, усиливать или, наоборот, опровергать то, что сыграно, спето или показано; люди не всегда обращают внимание на смысл песен, им важен не текст, а как он поется, то есть, с какими интонациями, с каким настроением, каким голосом; в науке до сих пор нет четко сформулированных понятий «популярная музыка», «классическая музыка» и т.д.
Доклад вызвал бурную дискуссию о методологических трудностях социологического исследования музыки. Очевидно назрела необходимость нахождения того метода, с помощью которого можно «вычленить» из музыки важные для изучения молодежных солидарностей социокультурные смыслы. Но с чего начать, какой «слой» музыки следует выбрать в качестве отправного пункта анализа? Как реконструировать отношения между музыкальной и социальной структурами? Как исследовать многомерный контекст, в котором существует музыка? Все эти вопросы пока остаются открытыми.