Семинар НУГ "Исследования креативного города": креативность и активизм
Очередной семинар научно-учебной группы прошёл 12 марта. Посвящён он был обсуждению двух текстов: «Urban Interventions: Art, Politics and Pedagogy» («Городские интервенции») Дэвида Пиндера и «Struggling for the Right to the (Creative) City in Berlin and Hamburg: New Urban Social Movements, New ‘Spaces of Hope’?» («Борьба за право на город») Йоханнес Новы и Клэр Коломб.
Очередной семинар научно-учебной группы прошёл 12 марта. Посвящён он был обсуждению двух текстов: «Urban Interventions: Art, Politics and Pedagogy» («Городские интервенции») Дэвида Пиндера и «Struggling for the Right to the (Creative) City in Berlin and Hamburg: New Urban Social Movements, New ‘Spaces of Hope’?» («Борьба за право на город») Йоханнес Новы и Клэр Коломб.
Текст Дэвида Пиндера, несмотря на его сравнительно небольшой объём, вызвал у участников семинара наибольшие сложности при прочтении, а потому обсуждение началось с него. С одной стороны, текст оказался хорош тем, что его можно воспринимать как эмпирический материал (там есть и личные истории, и рассказ о картах), а с другой – как возможный контекст для собственной работы, как фон для сравнения явлений в реалиях нашей и другой страны. Также, именно на эссе «Городские интервенции» присутствующие смогли потренироваться анализировать тексты: научились обращать внимание на детали и извлекать наиболее важные термины, фразы, цитаты и определения.
Во время обсуждения было затронуто множество тем: механизмы интервенции, борьба «креативного класса» с капитализмом, отчуждение от города, общественные движения, балансирование между «индивидуальным» (или профессиональным) и «коллективным» и т.д. Работа Пиндера позволяет схватить новую реальность, связанную с нарушением рутины, именно поэтому он так интересен для нашей исследовательской группы. По итогам обсуждения пришли к выводу, что, как и Пиндер, мы должны смотреть на явления не только позитивистски, но и изнутри.
Эссе «Городские интервенции» навело участников НУГа на формулирование важнейших исследовательских вопросов для собственных проектов, которые можно задать респондентам во время интервью: для кого существует организация, против кого она действует (кто – враг/соперник и как его описывает респондент и другие участники организации); есть ли похожие организации и в чём они отличны от исследуемой.
От этих вопросов перешли к обсуждению манифестов и самопрезентации организаций. Обсуждение было подкреплено одним интересным примером, а именно – аннотацией выставки Виты Буйвид «Бешеные псы» в Al Gallery. Сразу после этого было придумано задание для следующего семинара: найти манифесты, «самопрезентационные» тексты или критические заметки по своему кейсу (например – манифест партизанинга или негативные/позитивные статьи про него).
Завершили семинар обсуждением эссе «Struggling for the Right to the (Creative) City in Berlin and Hamburg: New Urban Social Movements, New ‘Spaces of Hope’?». Возникла дискуссия об отчуждении креативности; о том, может ли она продаваться или нет; существует ли у жителей города право на креативный город (то есть, могут ли они участвовать в его стратегическом развитии).
Самая интересная часть обсуждения касалась общественных движений, которые производят настоящий слом привычных представлений; которые открывают людям глаза на серьёзные проблемы. Мы попытались определить, кто относится к оппозиции городского правительства и капитализма. Пришли к выводу, что оппозиционерами отстаивается альтернативное видение города, что движущей силой могут стать именно производители культуры (как это было описано в тексте про 2 города Германии).
Возник вопрос: а способны ли петербургские представители культуры на действие? Готовы ли они оказаться на поле сражения и бороться за набережную Невы так, как боролись за набережную реки Шпрее немцы? Является ли культурная площадка Петербурга полем активизма или это – только поле потребления? На эти и многие другие вопросы участники НУГа попытаются найти ответы во время своих исследований.
Текст: Алина Колычева