• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Хакнутые» городские знаки: социологический взгляд

В рамках проекта CityCult и выставки «Градографика» при поддержке Damm und Landl, ЦНСИ, 2ГИС, Лофт Проекта ЭТАЖИ состоялась лекция сотрудника ЦМИ Желниной Анны «Городские знаки: социологический взгляд». Она рассмотрела практику внесения горожанами «правок» в городской текст, а также связанные с этим новые формы искусства и публичного анонимного высказывания горожан.

В рамках проекта CityCult и выставки «Градографика» при поддержке Damm und Landl, ЦНСИ, 2ГИС, Лофт Проекта ЭТАЖИ состоялась лекция сотрудника ЦМИ Желниной Анны «Городские знаки: социологический взгляд». Она рассмотрела практику внесения горожанами «правок» в городской текст, а также связанные с этим новые формы искусства и публичного анонимного высказывания горожан.

 

В фокусе ее внимания оказались физические элементы, входящие в дорожную систему: дорожная разметка, дорожные знаки, светофоры, указатели, то есть, все то, что призвано регулировать движение в городе и определенным образом «направлять на путь истинный» жителей и гостей города. Они должны быть универсальны и легко считываемы, потому что только в условиях жесткой унификации эта система может работать стабильно.

Но в настоящее время городская среда стала привлекательным выставочным пространством для специфического вида искусства – стрит арта, который построен на «вживлении» инородных объектов (стикеров, изображений, полученных при помощи трафарета) в строго структурированную городскую среду. По мнению Анны, этот вид творческой деятельности имеет ярко выраженный протестный характер. Он направлен против чрезмерного давления правил и представляет собой авторскую рефлексию на значимые социальные и политические события. Покрывая городской ландшафт эффектными образами и лозунгами на злобу дня, уличные художники осуществляют, своего рода, «поломку» существующей схемы, которой мы должны строго следовать и не отклоняться от нее ни на шаг - ни влево, ни вправо, ни вперед, ни назад.

Недаром доработанные, доклееные, дочищенные, переиначенные, то есть,  трансформированные дорожные элементы называют «хакнутыми» (от англ. hack –рубить). Система городской коммуникации подобна защищенной компьютерной системе, это нечто очень закрытое и охраняемое, но, не смотря на это, ее все-таки можно «взломать» и переписать заложенный в ее основу код. 

Проанализировав тысячи образцов модифицированных знаков, Анна выделила несколько базовых хак-техник:

- Очеловечивание: придание безликим схематическим образам с дорожных знаков в стиле «палка, палка, огуречик» человеческих качеств путем добавления эмоций, одежды, каких-то атрибутов-символов слабостей и пороков.

- Вступление в диалог. Образы, адаптированные под быстрое восприятие публикой на ходу или в процессе езды публики, несут в себе смысловую нагрузку и определенный эмоциональный заряд. Художник, маркируя определенную территорию, не просто присваивает ее, но и моделирует различные сюжетные программы, вовлекая в беседу не только зрителей, но нередко и других стритартистов. Таким образом, однонаправленная смысловая коммуникация, воспроизводимая знаком, дополняется коммуникацией вокруг и внутри него.

- Зона выражения политической позиции. Чаще всего для данных целей хакеры используют знак «Стоп», призывая прекратить поедать животных или разжигать войну.  Так, созданная государством дорожная система, которая должна работать только в одном направлении, вдруг становится пространством обратной связи с политическим, порой весьма конфликтным содержанием.

- Доска объявлений. Дорожный знак, покрытый тысячами стикеров с изображением продуктовых и «напитковых» брендов, логотипов футбольных клубов и социально-политических организаций, абстрактных форм или вымышленных персонажей и даже «эго-лого» самих художников (портрет или начертание ника), начинает выполнять какие угодно, но только не изначально заданные ему функции.

- Обыгрывание «места»: введение новых знаков в географический контекст, как, например, несанкционированная установка на Патриарших прудах дорожного знака «Запрещено разговаривать с незнакомцами».

Самой распространенной среди взломщиков дорожных знаков практикой становится «творческий туризм». Они ездят по миру, «метят территорию» посредством стикеров, фотографируют их на фоне узнаваемых достопримечательностей и затем выкладывают в Интернет (в свои блоги или на тематические сайты), чтобы каждый юзер знал, что именно «здесь был Вася». Туристы тщательно документируют, какие стикеры, где и в количестве скольких штук они разместили, и трепетно отслеживают реакцию на свое творчество.

Признание художественного таланта может выражаться по-разному, и, если люди фотографируются рядом с их шедеврами на аватарку или выкладывают их в «Инстаграмме» и «Твиттере» для обсуждения заложенного в них «месседжа», это уже что-то значит. Появляется feed back (обратная связь), формируется репутация, зарабатывается слава, что можно будет использовать для коммерческих целей. Кстати, именно в контексте коммерциализации появляется авторство работ, которые в пространстве города остаются анонимными для случайных свидетелей.

Лекция сопровождалась богатым иллюстрационным материалом – примерами работ Клета Абрахама на тему религии и общечеловеческих ценностей, политический провокаций испанца SPY, художника под ником Roadsworth, экспериментирующего  с дорожной разметкой, и  российской группы «АртВандал», дорабатывающей дорожные знаки стикерами собственного производства. Это помогло слушателям окунуться в экстремальную и загадочную атмосферу стрит-арта и начать воспринимать его не как хулиганство, вандализм или экзотический способ самовыражения, а как нечто очень значимое для понимания процессов, происходящих в современной действительности.