Молодежные солидарности: подводим итоги
На прошлой неделе сотрудники ЦМИ наконец-то сдали 367-страничный отчет по проекту «Инновационный потенциал российской молодежи: солидарности, активизм, гражданская ответственность» и отметили это дело рабочим семинаром, плавно переходящим в чаепитие.
На прошлой неделе сотрудники ЦМИ наконец-то сдали 367-страничный отчет по проекту «Инновационный потенциал российской молодежи: солидарности, активизм, гражданская ответственность» и отметили это дело рабочим семинаром, плавно переходящим в чаепитие.
Куратор проекта, Яна Крупец, представила подробную структуру сданного на проверку «фолианта», подвела итоги прошлого года и озвучила техническое задание по новому проекту «Гражданственность молодежи России: современные смыслы и практики».
Отчет состоит из четырех обширных разделов. Первый посвящен теоретическим основаниям исследования, в частности раскрытию ключевого понятия – «инновационный потенциал», где основной акцент делается на так называемое «информальное образование» молодежи, то есть, ежедневное неорганизованное и неструктурированное обучение, приобретение и накопление определенных навыков, знаний, опыта, компетенций в процессе жизнедеятельности.
В фокусе внимания второго раздела - вопрос о гражданской позиции молодежи, а именно: как молодежь видит страну, в которой она живет, как определяет свое место в ней, и можно ли говорить о том, что гражданская позиция становится основой формируемого инновационного потенциала. Здесь же рассматривается все возрастающая активность молодежи в Интернет-пространстве, как индивидуальная, так и в контексте виртуальных солидарностей.
В третьей части представлен опыт картографирования активностей и повседневных практик. Исследователи попытались «связать» все кейсы, проведенные в рамках общего проекта «Солидарности» в одну карту, что позволило посмотреть в комплексе на все то, что было сделано за три предыдущих года, и выявить направления, по которым можно сопоставить разные солидарности. Последние сто страниц отчета заняло плотное описание реализованных кейсов 2012-го года.
Несмотря на очевидные достижения, Яна Крупец весьма критично отнеслась к проделанной работе, посчитав, что накопленный материал, обладающий высокой информативностью, был использован не в полной мере. Поэтому в будущем она пообещала оптимизировать использование времени и ресурса рабочей силы и уделить больше внимания проработке методологии и концепции исследования, а также анализу собранных данных, чтобы добиться большей взаимосвязи между теорией, эмпирикой и другими направлениями работы.
В 2013 году перед исследователями стоит цель изучить новые формы гражданственности российской молодежи России в политическом, культурном и экономическом пространстве, и для этого им придется проделать очень серьезную работу. В первую очередь, разработать теоретико-методологические основания данного исследования применительно к российскому контексту и определить понятие «гражданственность», вписав его в общетеоретическую рамку солидарного подхода.
«Полевые работы» начнутся весной, и в ходе них исследователям предстоит выяснить, какой смысл современный молодой человек вкладывает в понятие «гражданин», что значит для него быть гражданином или иметь гражданскую позицию, кто является «проводником» данных идей, как он реализовывает своей гражданский потенциал и сталкивается ли при этом с какими-то барьерами.
В заключение семинара были намечены рабочие группы, отвечающие за определенные направления научной работы, определен функционал по сотрудникам центра и накрыт праздничный стол.
Видео с семинара доступно по ссылке.