• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Идентичности в современном мире: (меж)дисциплинарные исследования и повседневное производство

8-9 сентября 2012 года на базе Центра молодежных исследований прошел междисциплинарный научный семинар «Идентичности в современном мире: (меж)дисциплинарные исследования и повседневное производство», реализованный в рамках программы Кадрового резерва НИУ ВШЭ.

  8-9 сентября 2012 года на базе Центра молодежных исследований прошел междисциплинарный научный семинар «Идентичности в современном мире: (меж)дисциплинарные исследования и повседневное производство», реализованный в рамках программы Кадрового резерва НИУ ВШЭ.

 

Сегодня понятие идентичности превратилось в одну из популярных категорий социально-гуманитарных наук. Идентичность исследуют психологи, социологи, лингвисты, культурологи, философы, экономисты, маркетологи. Данное понятие изначально выбивается из рамок дисциплинарных границ, представляя собой одновременно индивидуальный, социальный, культурный и политический феномен.

Основная цель семинара состояла в том, чтобы начать развивать в НИУ ВШЭ междисциплинарное направление исследований идентичности через совместную рефлексию методологических оснований изучения данного феномена и методик преподавания специализированных курсов специалистами различных научных областей.

Перед участниками были поставлены следующие задачи:

  • Обсудить теоретические подходы и методологии исследования идентичности в социально-гуманитарных науках.
  • Определить возможные общие основания для проведения междисциплинарных исследований.
  • Начать формирование сети исследователей, заинтересованных в исследовании идентичности на базе НИУ ВШЭ
  • Разработать концепцию междисциплинарного исследовательского проекта.
  • Артикулировать значимые в повседневной жизни идентичности, узнать о возможностях управления идентичностями на практике. 
  • Обсудить методики преподавания и принципы разработки курсов, посвященных исследованию идентичности в современных социально-гуманитарных науках.

В семинаре приняли участие лингвисты, психологи, социологи, культурологи и маркетологи из нескольких вузов России. Несмотря на разность исследовательских интересов, в ходе семинара удалось, с одной стороны, увидеть множественные перспективы, с другой, найти точки соприкосновения и даже отыскать общие методологические рамки.

Весь семинар был построен вокруг единства трех основных видов профессиональной деятельности участников: исследования, практического применения и преподавания.

В соответствии с данной логикой и была выстроена структура семинара, включающая в себя три панели:

Панель 1. Возможности (меж)дисциплинарных исследований феномена идентичности в современном обществе.

В рамках данной панели обсуждались теоретические и методологические основания и перспективы научного исследования феномена идентичности с позиции различных наук: лингвистики, психологии, менеджмента и социологии.

С презентациями выступили сотрудники НИУ ВШЭ:

Меняйло Вера в своем докладе «Идентичность в контексте современной лингвистики» представила современные исследовательские подходы к изучению идентичности в рамках лингвистики, сделав особый акцент на когнитивной традиции исследования;

Лаврова Анна в своем выступлении «Идентичность в языке. Идентификация экстралингвистических признаков (социальных, психологических, биологических и т.д.) по характеристикам речи говорящего» продемонстрировала свой опыт исследования процесса конструирования идентичностей американских политиков в теледебатах;

Агадуллина Елена выступила с докладом  «Множественная идентичность как фактор улучшения межгрупповых отношений», в рамках которого представила методологию и результаты психологического исследования множественной идентичности, рассматриваемой в качестве новой и, вероятно, ключевой основы формирования толерантности в обществе;

Егорова Наталья, с докладом «Идентичность в маркетинге», на примере компании Nike рассмотрела особенности конструирования идентичности бренда и ее связь с идентичностями потребителей;

Крупец Яна в своем выступлении «Репрезентации молодежных идентичностей в печатных СМИ: анализ эмпирических результатов» представила результаты социологического исследования образов молодежи, конструируемых в медиа-публикациях, посвященных вопросам и проблемам сферы образования;

Нартова Надежда, с докладом «От «быть» к «делать»: феминистская перспектива понимания идентичности», поставила под вопрос релевантность самого понятия идентичности, в своем исследовании молодых матерей предложив альтернативное определение «субъективности», понимаемой в логике перформативной теории Дж.Батлер.

Панель завершилась общей дискуссией «Исследования идентичности: в поисках точек пересечения», в ходе которой особое внимание было уделено обсуждению теоретических подходов в рамках отдельных дисциплин, наиболее релевантных для использования в междисциплинарных проектах, а также определение эффективных методов изучения идентичности. Совместно участниками были определены несколько фокусов / тем возможных междисциплинарных проектов.

Панель 2. Идентичность в экономике, политике, культуре, науке и повседневной жизни: опыт проживания и управления

В рамках второй панели у участников семинара была возможность на практике поработать с собственными и «чужими» идентичностями.

В рамках первого мастер-класса на тему «Этническая идентичность: управление восприятием в повседневной жизни», проводимого Смолиной Татьяной (психолог, РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург), обсуждались особенности работы с этнической идентичностью студентов, также в ходе практического задания участники семинара смогли на основе нарисованных карт отрефлексировать собственные идентичности.

В рамках социологического практикума «Региональная идентичность: контексты актуализации и практики конструирования» под руководством Ечевской Ольги (Новосибирский государственной университет) участники работали с территориальными идентичностями и конструировали идентичность Петербуржца.

Оксана Запорожец (НИУ ВШЭ – Москва) провела практическое занятие на тему: «Кто в городе? Чей город? Граффити и стрит-арт как декларация и диалог». Было организовано полевое наблюдение на одной из улиц Санкт-Петербурга, в процессе которого участникам нужно было найти и проанализировать граффити в перспективе конструирования городских идентичностей.

В заключение семинара в рамках третьей панели «Идентичность в преподавании» был представлен опыт преподавания курса про современные теории идентичности (Ечевская Ольга, Крупец Яна), во время финальной дискуссии участники обменялись собственным педагогическим опытом и наработками.  

В целом семинар получился очень насыщенным и плотным (особенно для двух выходных), но такая глубокая погруженность позволила добиться значимого эффекта: понять, что тема идентичности по-прежнему актуальна, что разные перспективы могут не только противостоять, но и дополнять друг друга, что исследовательский интерес может быть общим у представителей различных дисциплин.