• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Рита Кулева о первой Московской кураторской школе

2-21 июля в Москве прошла необычная летняя школа, посвященная теории, истории и практике кураторства, организованная Фондом  V—A-C и РГГУ .  Директором школы был один из самых известных российских кураторов Виктор Мизиано, преподавателями  стали Герард Рауниг, Риза Гринберг, Борис Буден, Джон Робертс,  кураторская группа WHW, Дмитрий Виленский и Ольга Цапля Егорова («Что делать»), художники Société Réaliste,  Грегори Шолетт, Людмила Воропай и другие. О своем участии в школе рассказывает младший научный сотрудник ЦМИ Рита Кулева.

2-21 июля в Москве прошла необычная летняя школа, посвященная теории, истории и практике кураторства, организованная Фондом V—A-C и РГГУ.  Директором школы был один из самых известных российских кураторов Виктор Мизиано, преподавателями  стали Герард Рауниг, Риза Гринберг, Борис Буден, Джон Робертс,  кураторская группа WHW, Дмитрий Виленский и Ольга Цапля Егорова («Что делать»), художники Société Réaliste,  Грегори Шолетт, Людмила Воропай и другие. О своем участии в школе рассказывает младший научный сотрудник ЦМИ Рита Кулева.

О школе я узнала благодаря Гюзель Сабировой и очень ей благодарна. Принять участие мне было интересно по многим причинам, во-первых – как исследователю в сфере креативных практик, во-вторых – как потенциальному координатору арт-сайенс проектов, очень меня интересующих. В качестве еще одного фактора могу назвать свой интерес к кураторскому творчеству Виктора Мизиано, особенно его проекту «Визуальная антропология».

Программа школы была сконцентрирована вокруг заявленной темы - «Делать выставки политически» (отсылающей к призыву Годара «Делать фильмы политически»), что, в частности, значит осознавать невозможность политически нейтрального художественного высказывания, критически относится к условиях производства искусства, работе художника в публичной сфере. Эти проблемы так или иначе появлялись в самых разных лекциях, семинарах, воркшопах, проводимых известными кураторами, художниками, критиками. Приведу лишь несколько тем лекций: «How to turn institutions of social control into institutions of emancipation» (Dave Beech), Artist as antropologist and the curatorial work (Christine Freire), «Occupy the art world! Creative Dark Matter (on artists participation in the current Occupy Wall Street movement)» (Gregory Sholette), Curator as Translator (Boris Buden), «Some points about political design; typography, colours and hybridization strategies» (Société Réaliste), White Cube and transformation of the public space. Artists confronting the ideological “neutrality” of the white cube (Olga Kopenkina).

Заканчивался каждый учебный день практическим занятием с кураторским коллективом WHW,  в рамках которых мы работали над коллективными проектами выставок. Работа шла по следующей схеме: каждый из участников рассказывал о своих идеях или уже осуществленных проектах – я представляла проекты ЦМИ «Молодежные солидарности в локальном и глобальном контексте: экономика, политика, культура», «Инновационный потенциал российской молодежи: солидарности, активизм, гражданская ответственность» и MyPlaceи говорила о их возможном art-scienceразвитии - затем WHWвыделяли ключевые темы для каждого из проектов, таким образом, получился список на основе которого студенты  делились на группы и придумывали коллективные воображаемые выставки.

Каждый день школы, как правило, состоял из четырех пар, после которых мы обычно отправлялись на публичное мероприятие. Некоторые из них – показы фильмов «За Маркса» Светланы Басковой и Анатолия Осмоловского, «Русский лес» группы «Что делать» - были организованы специально для студентов школы.

Не обошлось и без неформальных мероприятий  - в формате домашних вечеринок в квартире с чудесным видом на вечернюю Москву.

В заключение хочу сказать, что школа стала для меня очень важным личным (как и профессиональным) опытом, который  сложно назвать завершенным. WHWназвали свой воркшоп «Art Always has its Consequences» - «Искусство всегда имеет последствия», и, как мне кажется, это справедливо и для школы как своего рода кураторского проекта, который продолжает вдохновлять и оказывать влияние.