• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Плагиат или источник вдохновения?

Где граница между заимствованием и плагиатом в музыке? Разница более-менее очевидна, если речь идёт о мелодии. Даже если человеку “наступил медведь на ухо”, он всё равно способен распознать одинаковые мелодические последовательности. Однако в последнее время я сталкиваюсь с тем, что плагиатом называют и любое использование неординарных приёмов, тембровых сочетаний, ритмических паттернов... Наш мозг бывает настолько перекормлен информацией, что может начать сигналить о плагиате там, где его нет.

Где граница между заимствованием и плагиатом в музыке? Разница более-менее очевидна, если речь идёт о мелодии. Даже если человеку “наступил медведь на ухо”, он всё равно способен распознать одинаковые мелодические последовательности. Однако в последнее время я сталкиваюсь с тем, что плагиатом называют и любое использование неординарных приёмов, тембровых сочетаний, ритмических паттернов... Наш мозг бывает настолько перекормлен информацией, что может начать сигналить о плагиате там, где его нет.


К примеру, ударные партии английской группы TesseracT подозрительно напоминают творчество Meshuggah и Fredrik Thordendal's Special Defects. А вот пример менее специфичный: некоторые говорят, что Porcupine Tree “слизали всё” у Pink Floyd. Действительно, Porcupine Tree называли себя продолжателями дела Pink Floyd, звучали стилистически очень похоже и стали отдаляться от пинкфлойдовских мотивов лишь со временем, по мере расширения кругозора и изменения цайтгайста. С моей точки зрения, такие случаи нельзя классифицировать как плагиат. Это всего лишь следование стилю, формирование некоторой школы. Музыка TesseracT и Porcupine Tree - не манипуляция фрагментами чужих произведений, а личное творчество музыкантов, пусть и вдохновлённое кем-то уже узнаваемым. Это же пока не запрещено, верно?

Теперь о хороших манерах. Слушатели, яро расхваливающие узнаваемый первоисточник и отрицающие всё, что появилось под вдохновением от него, имеют обыкновение поливать грязью тех, кому больше по душе творчество последователей “иконы стиля”. Борцы за чистоту музыки зачастую упускают из виду тот факт, что у “плагиаторов” в арсенале есть не только общие с “источником” стилевые элементы. Те же TesseracT создают волшебную атмосферу простора, чем вполне составдяют конкуренцию убийственной технократии Meshuggah и сюрреализму Фредрика Турдендала. Кроме того, при прослушивании музыки не обязательно пользоваться навязанным культурой избыточным ассоциативным мышлением, а можно просто слушать и наслаждаться. Ведь нравиться в творчестве последователей могут самые смешные вещи: например, я большие люблю ранних Porcupine Tree, чем Pink Floyd, а всё потому, что у первых...барабаны звучат лучше.

 

Ася Воронкова