• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Советская женщина иголкой и ниткой

Целый месяц ульяновские социологи, сотрудницы НИЦ "Регион" и Центра Молодежных Исследований Людмила Шкляр и Альбина Гарифзянова не выпускали из рук иголку и ножницы, работая над арт-проектом «Искра. Женщина труда». Десять кукол – образов советских женщин 50-70-х годов стали результатом работы ученых, которые даже рукоделие ставят на службу науке. Сегодня это называется визуальная социология. На презентации своего просветительско-ностальгического проекта авторы и сами оделись в стиле советской эпохи, который сегодня входит в моду.

Ljudmila Shkljar und Albina Garifzjanova

Целый месяц ульяновские социологи, сотрудницы НИЦ "Регион" и Центра Молодежных Исследований Людмила Шкляр и Альбина Гарифзянова не выпускали из рук иголку и ножницы, работая над арт-проектом «Искра. Женщина труда». Десять кукол – образов советских женщин 50-70-х годов стали результатом работы ученых, которые даже рукоделие ставят на службу науке. Сегодня это называется визуальная социология. На презентации своего просветительско-ностальгического проекта авторы и сами оделись в стиле советской эпохи, который сегодня входит в моду

Идея необычного проекта выросла из увлечения куклами в модном сейчас европейском стиле «Тильда» – это тряпочные создания с крутыми бедрами и длинной шеей, которых Альбина и Людмила захотели перенести на российскую почву. Технология привлекла творческий дуэт еще и тем, что в ней используются натуральные ткани – лен, хлопок, бархат, штапель. Одежду именно из этих материалов носили советские женщины. «И по комплекции кукла-Тильда близка советской женщине, и негламурная она какая-то», – говорит Людмила.

Галерея образов: каменщица, малярша, учительница…

Каждого кукольного персонажа социологи-рукодельницы наделили именем, биографией и, разумеется, профессией, без которой не мыслилась женщина советской эпохи. Птичница Екатерина Николаевна, малярша Шурочка, ткачиха Раечка и учительница младших классов Велимира Виноновна… …  Основа для создания всех этих трогательных типажей вполне научная - социологические интервью, проведенные для проекта НИЦ «Регион» «Советская молодость». Истории реальных женщин из Казани, Самары, Ульяновска и Москвы, вспоминавших о советской реальности, легли в основу мини-биографий, которые прилагаются к каждой кукле. Еще одним источником стала книга «100 интервью с советскими женщинами» 1975 года издания, которую Альбина и Людмила обнаружили случайно и были несказанно рады находке. Плюс собственные воспоминания, дополненные родительскими рассказами.

«Птичница Катюша. Родители Катерины были крестьянами и погибли, когда Катерине не было и 15 лет. …Катя мечтает посетить ВДНХ на следующий год. В этом году поехала ее подруга Нотана. – Нотка, расскажи, как Москва, ВДНХ? Эскимо ела, понравилось? На метро каталась? – Угу. – Ой, и я хочу! И в ГУМ сходить бы еще… Туфли белые хочу».

Людмила и Альбина решили, что просто рассказывать о том, какой была жизнь мам и бабушек – это скучно. Они задались целью дать возможность молодым почувствовать историю, соединив социологическую науку с творчеством. «Уже двадцать лет как нет СССР, и постепенно изчезает все, что связано с понятием «советское». В никуда уходят бытовые подробности, будничные истории – то, из чего, собственно, и состоит настоящая жизнь. Молодое поколение либо негативно относится к этому периоду истории, называя его «совковым», либо интерес ограничивается атрибутикой, как, например, футболками с надписью «СССР», вошедшими в моду», – говорит Альбина.

Для мастериц было очень важно охарактеризовать своих персонажей через множество деталей, чтобы их можно было подолгу рассматривать, сделать каждый образ «миленьким-премиленьким», как говорит Альбина. Старались вспомнить, какие аксессуары носили представительницы разных профессий – косынки, сережки, бусы… Красный вымпел у оператора-машиниста Ниночки, нитка жемчуга на бархатном платье и букет тюльпанов в руках у певицы Марты Михайловны, миниатюрные ножницы парикмахерши Элеоноры и ящик с апельсинами в руках у продавщицы Зинаиды. А валенки для куклы оператора-машиниста Нины собственноручно валяла коллега авторов проекта – кандидат социологических наук Наталья Гончарова. Кое-что для кукольного гардероба взяли из бабушкиных сундуков.

«Мне всегда казалось, что советской женщине присущ один эпитет – «работящая». Но здесь я увидела, что у каждой куклы есть индивидуальность и своя история. Если машинистка – то в валенках, если певица – то обязательно в бархате. Мне захотелось добавить к коллекции еще повариху, чем я и занялась, благо организаторы приготовили материалы для желающих заняться реконструкцией. Мы живо обсуждали, как должна выглядеть повариха, продавщица, какие бусы носили в 60-е и о каких прическах мечтали советские барышни», – поделилась впечатлениями студентка МГГУ Дарья Золотухина.

«Конечно, это некий идеальный, романтизированный образ советской женщины. Интересно, что этот образ обладает своей энергетикой и зачастую сам диктует какие-то вещи. Вот, например, наша кукла стервочка-парикмахерша изначально должна была быть медсестрой. Или другой пример: сшили фартук для одной куклы, потом примерили на другую, и она «отобрала» его», – рассказывает Людмила. .

А в планах у социологов-мастериц реконструировать советские кинообразы и создать кукольные персонажи женщин на отдыхе. «Советское сейчас на гребне волны, но никто не протягивает руки, чтобы оживить все это, – говорит Альбина. – Мы хотим восстановить историческую справедливость, чтобы женщина-труженица снова стала видимой. Это даст возможность поностальгировать старшим и больше узнать об истории своей страны молодым. Видите, как сразу все ожило вместе с куклами».

 

Текст и фотографии: Арина Попова   Copyright: To4ka-Treff

.