• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Тексты или музыка?

Что главное в песне? Тексты или музыка?

Что главное в песне? Тексты или музыка?

Что-то подсказывает, что музыка. Это даже может казаться самоочевидным, ведь музыка отлично существует и без всяких слов. Но в российской социологии музыки до сих пор господствует точка зрения, идущая еще от музыкальной журналистики и текстоцентричной культуры русского рока 70-х–80-х гг., согласно которой «для песни главное – наполненные глубоким смыслом слова».

Эмпирические исследования давно опровергли этот расхожий миф. Американские социологи Рональд Серж Денисофф и Марк Левайн сделали это на примере «социальных протестных песен» (то есть песен, слова которых направлены против «истеблишмента», общества потребления, против войны во Вьетнаме и т.д.). В сентябре 1965 года они провели опрос студентов, которые должны были рассказать, в чем, по их мнению, заключается смысл двух «протестных песен», находившихся в период проведения исследования в американском песенном топе: Eve of Destruction Барри МакГуайра (пример строки из текста песни: «Ты уже достаточно взрослый, чтобы убивать, но не чтобы голосовать») и Universal Soldier Баффи Сент-Мари («…Ему всего семнадцать… И он знает, что не должен убивать // И он знает, что всегда будет убивать»). Удивительный результат исследования состоял в том, что 40% респондентов, которым нравились эти песни, не смогли правильно объяснить смысл их текстов. Таким образом, «протестные песни» являются скорее неким «фоновым шумом», а не поводом «задуматься о несправедливостях мира», не призывом к политическому, социальному действию.

В 1984 году в Университете Калифорнии социальный психолог Владимир Конечны провел серию опросов, участникам которых в качестве стимульного материала предлагалось прослушать 16 популярных песен. В перерывах между песнями респонденты должны были ответить на вопрос анкеты: «О чем поется в этой песне?» Вопрос был закрытым, предлагалось четыре варианта ответа: один из них был правильным, один – близкий к правильному, два остальных – совершенно неверными (некие общие суждения, не имеющие никакого отношения к смыслу текста песни). Лишь 28% респондентов дали правильные ответы (что только на 3% больше вероятности случайного угадывания). Можно видеть, что люди, слушая музыку, весьма нечасто обращают внимание на тексты песен.

Конечно, хороший текст важен для песни. Но почему его нужно обязательно петь, то есть исполнять под музыку?..

Максим Кудряшов