• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"Состояние пограничья": новые отзывы о гендерном семинаре в Карелии

Участники семинара «Гендерные режимы в России в 21 веке: молодежь и телесность» Данис Гараев и Яна Крупец делятся впечатлениями.

Участники семинара «Гендерные режимы в России в 21 веке: молодежь и телесность» Данис Гараев и Яна Крупец делятся впечатлениями.

Картинка 2 из 15Пожалуй, семинар мой любимый формат академической активности. С одной стороны, он позволяет всем участникам говорить и обсуждать «на равных», с другой, предполагает интенсивное «включение головы»: когда ты не просто слушаешь лектора или докладчика, но в ходе обсуждений, в том числе и кулуарных, приходишь к новому пониманию/видению проблемы. Семинар «Гендерные режимы в России в 21 веке…» ко всему этому добавил еще и тело: как в качестве темы для анализа, так и в форме телесной вовлеченности участников в активности, повседневные практики, эксперименты и модификации. Мы обсуждали, спорили, придумывали, писали сценарии, снимали ролики, фотографировали, смотрели, делали, меняли, менялись, играли и концептуализировали. В результате получилась неделя очень насыщенной, эмоциональной, интересной, интеллектуальной, телесной работы/жизни. И это было сложно, и весело, и близко, и научно, и политично, и рано утром, и глубоко за полночь. Большое спасибо инициаторам, идейным вдохновителям, организаторам и участникам за то, что было так здорово!

Крупец Яна, СамГУ, ЦМИ НИУ ВШЭ

 

Нам часто приходится говорить о свободе, мечтать о свободе, писать о свободе. Иногда читая социологические труды, критические мысли авторов о разных идеологиях, о ситуациях в различных культурных средах или странах, кажется, что пишущие держат в голове некую идеальную модель того, как все должно быть на самом деле. 


Также и о теле: его дрессируют, дисциплинируют, приручают, контролируют. Об этом большинство работ социальных ученых, пишущих на тему сексуальности, телесности, гендера. В том числе на данном семинаре приходилась много слышать о разных политиках тела, о том какими способами тела играют разные роли. В общем, все о том, что тело лишено субъектности, оно подчиненно, оно подавляемо...


Все так, но всегда в таких случаях подмывает спросить: а как должно быть на самом деле? Что такое свободное тело? Бывает ли оно свободным вообще? Именно, об этом, к моей радости, удалось поговорить на заключительном обсуждении, когда все участники попытались подвести какие-то итоги школы. Не буду на себя брать большую ответственность и говорить за всех, но для меня вывод один: свободного тела просто не существует. Так или иначе, тело подавляется, контролируется и дисциплинируется. Самую большую роскошь, которую может человек себе позволить, это выбирать то, как и кто его будет дисциплинировать и контролировать. Наверное, это и есть та самая свобода: возможность самостоятельно делегировать право контроля над самим собой. Я свободен, когда могу сам решать, кому подарить свое тело. 

Кстати, символично, что семинар проходил в приграничной зоне. Совсем недалеко была финская граница, у некоторых участников школы даже включился международный роуминг… Пограничье это состояние переходное, подвешенное, лиминарное, говоря этнографическим языком. Состояние перехода в народной культуре всегда считалось опасным, поскольку человек на определенный период фактически теряет большинство своих статусов и ролей. Вот оно, наверное, свободное состояние. Как писал известный антрополог ван Геннеп, во время обрядов перехода человека старались оградить от других. Вот и мы оказались огражденными от всех, где-то в карельском лесу, на берегу живописного озера, на российско-финской границе, пытаясь понять, что такое свободное тело, а достаточно ведь было оглянуться вокруг... ;)

 

Данис Гараев,  преподаватель кафедры прикладной политологии Казанского Федерального университета