Jojo Mayer: сердце драм-машины
Продолжаем тему переплетения живой и электронной музыки. Сегодня мне хотелось бы рассказать о Джоджо Майере – феноменальном швейцарском барабанщике. Его музыка построена на обыгрывании ритмов, обычно распознаваемых как танцевальная электронная музыка, созданная машиной. Свою технику Майер назвал “обратной разработкой” (reverse engineering). В инженерии этим термином называют исследование какого-либо устройства и принципов его работы с целью создания аналогичного устройства, при этом не копируя исходник. Суть музыкальной “обратной разработки” у Майера состоит в том, чтобы максимально приблизиться в живом исполнении к драм-машине, программирующей электронные ритмы.
Продолжаем тему переплетения живой и электронной музыки. Сегодня мне хотелось бы рассказать о Джоджо Майере – феноменальном швейцарском барабанщике. Его музыка построена на обыгрывании ритмов, обычно распознаваемых как танцевальная электронная музыка, созданная машиной. Свою технику Майер назвал “обратной разработкой” (reverse engineering). В инженерии этим термином называют исследование какого-либо устройства и принципов его работы с целью создания аналогичного устройства, при этом не копируя исходник. Суть музыкальной “обратной разработки” у Майера состоит в том, чтобы максимально приблизиться в живом исполнении к драм-машине, программирующей электронные ритмы.
Майер начинал свою карьеру как джазовый барабанщик и достиг высот в этом деле, успев посотрудничать с Диззи Гиллеспи и Ниной Симон. Но постепенно он стал всё больше интересоваться драм-н-бейсом, что помогло ему выработать стиль, который ни с чем не перепутаешь. В 1997 году Майер основал группу Nerve, с которой он стал играть “живую электронику”. Это самый его известный проект.
Для лучшего подражания электронной музыке Джоджо Майер выбирает особые инструменты, звучание которых напоминало бы сэмплы в электронных записях. Приведу пример. Драм-н-бейс и джангл уходят корнями в фанковые винилы, ямайских раггамаффинов, хип-хоповые биты, запущенные на повышенных оборотах в рейв-клубах США и Великобритании. Разумеется, когда пластинка проигрывается в ускоренном темпе, то вместе с тем меняется и частота звука на записи. Майер это умело сымитировал, выбрав малый барабан и хай-хэт с маленьким диаметром. Также Майер использует особый пэд (пластину с пьезодатчиком), подключённый к модулю, воспроизводящему клэп (хлопок, clap) – очень популярный сэмпл, добавляющий грува в практически любой стиль электронной музыки. Ещё из особых инструментов можно отметить тарелку-”чоппер”, производящую очень короткий и высокий звук, фактически являющийся обрывком белого шума.
“Обратная разработка” Джоджо Майера – это, по сути, огромная исследовательская работа в области изучения электронной музыки. Приобретённый с годами опыт позволил Майеру принять участие в разработке фирмой Sonor барабанной установки Jungle Kit, а также джанглового малого барабана.
Как Джоджо Майер сам видит свою музыку и свой вклад? Конечно, никто не может ответить на этот вопрос, однако видео ниже оставляет возможности для интерпретации:
Здесь барабанщик появляется и растворяется, возникает и исчезает совершенно в разных местах города, оставляя за собой только ощущение, что здесь побывала музыка. В любом городском ритме есть волшебная закономерность. А сам барабанщик в этом видео – аллегория урбанистических ритмов, которые он воспроизводит. Электронные ритмы живут в человеческой душе, а живой человек вносит свой вклад в этот круговорот и воссоздаёт окружающее звуковое пространство своими руками. Можно сказать, что Джоджо Майер сделал ещё одну попытку сблизить расходящиеся миры человека и машины и установить между ними плотный теплообмен.
Ася Воронкова