• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Всем выйти из сумрака: история возникновения понятия "дарк" в современной неакадемической музыке

В этой статье почти не будет ссылок на конкретных исполнителей. Поговорим об одном теоретическом моменте описания музыкальных стилей, а именно о делении её на “тёмную” и “светлую”. Дарк-электро, дарк-кабаре, дарк-транс...что же в них такого “тёмного”? Каковы обоснования для такого обозначения?

В этой статье почти не будет ссылок на конкретных исполнителей. Поговорим об одном теоретическом моменте описания музыкальных стилей, а именно о делении её на “тёмную” и “светлую”. Дарк-электро, дарк-кабаре, дарк-транс...что же в них такого “тёмного”? Каковы обоснования для такого обозначения?

 Сперва необходимо разобраться, откуда и когда появилось понятие “дарк”. В академической музыке его никогда не было: не было чёткой границы между “тёмным” и “светлым”, и стили музыки не имели такой окраски. Несомненно, в позднем романтизме можно усмотреть какие-то “тёмные” веяния, но творчество композиторов-романтиков никогда не группировалось по этому признаку. Оппозиции “тёмное-светлое” не было ни в джазе, ни в классическом роке. И даже хэви-метал, появившийся на рубеже 60-х и 70-х и позиционировавший себя как агрессивное, реакционное явление, изначально не имел чётко выраженной универсальной “тёмной” коннотации. Неакадемическая музыка получила “цветовое” расширение примерно в конце 80-х, когда из пост-панка и готического рока выкристаллизовалась экспериментальная ветвь – так называемый дарквейв.

Немудрено, что родоначальниками деления на “чёрное” и “белое” стали именно готы. Один из главных источников вдохновения для готической субкультуры – это тот же романтизм, вращающийся вокруг фигуры непонятого, мятущегося художника, ищущего чистой любви и сталкивающегося с враждебным миром. Эмоции этого героя всегда полярны: это либо высокая, божественная радость, либо вселенская скорбь, ведущая к сумасшествию. В соответствии с этим и весь мир делится на позитив и негатив. Сложилось так, что готы лучше ориентируются в негативе и игнорируют в своём творчестве позитив: современному человеку в принципе высшее зло гораздо понятнее, чем высшее добро. Кроме того, готический рок никогда не принадлежал к мейнстриму и потому имел больший потенциал для экспериментов, которые и дали на выходе дарквейв. “Тёмное” – это всегда “альтернативное”. Почему же?

 

Вот характерные примеры “тёмного” в музыке: сэмплы из фильмов ужаса, темы насилия и (само)убийства в текстах, торжественно-траурный вокал. Основной пафос стилей, начинающихся на “дарк-”, заключается в тематике песен, а не в чисто музыкальных моментах. Тёмное – то, что обычно не показывают, что стараются умолчать. В то время как для архаического сознания тёмное было неотъемлемым элементом реальности (например, царство Аида в древнегреческих мифах), и тёмное (или чёрное) не обязательно означало злое и плохое, то в современной культуре тёмное – то, что неизменно скрывается и/или подвергается отрицанию, и именно поэтому к нему возникает активный интерес, в том числе у готов.

С физической точки зрения “темнота” стиля суммарно выражается в обилии низкочастотных звуков, использовании неевропейских ладов (в частности фригийского, который традиционно воспринимается как пугающий). Почему низкие частоты и определённые звуки пугают – это уже вопрос к нейрофизиологам. Или, возможно, в этом есть какие-то эзотерические корни, вроде светлой и тёмной энергетики.

Если “тёмное” – оппозиция “светлому”, что же тогда такое “светлое”? Навскидку: это мажорная или натурально-минорная тональность, темп – от умеренного до быстрого. темы созидания, познания, развлечения... В общем, “светлая” музыка теоретически должна приносить слушателям радость, а “тёмная” – наоборот, напрягать и вызывать мрачные мысли. Тогда почему же мне тогда так хорошо от “тёмного” метала Ajattara или транса Infect Insect? Может быть, буддисты правы, когда утверждают, что только праздный человеческий ум делит всё на хорошее и плохое, а на самом деле в мире никаких дихотомий-то и нет...

Ася Воронкова