• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Слова, слова, слова

Почему так важно обозначить что-то словом – вопрос не к социологу и не к музыковеду. Но что касается музыкальных стилей, категорий, по которым классифицируется неакадемическая музыка, то они представляют интерес и для тех и для других. Иногда названия стилей – это шоры для слушателя, а иногда они становятся существенным ориентиром, приводящим его к новым интересным открытиям. Один слушатель будет производить поиск по своему любимому тэгу в last.fm, расширяя свой кругозор, в то время как другой будет в первую очередь идентифицировать себя через несколько определённых стилей музыки, которую он слушает. Для второго слушателя названия, конечно, важнее.

Почему так важно обозначить что-то словом – вопрос не к социологу и не к музыковеду. Но что касается музыкальных стилей, категорий, по которым классифицируется неакадемическая музыка, то они представляют интерес и для тех и для других. Иногда названия стилей – это шоры для слушателя, а иногда они становятся существенным ориентиром, приводящим его к новым интересным открытиям. Один слушатель будет производить поиск по своему любимому тэгу в last.fm, расширяя свой кругозор, в то время как другой будет в первую очередь идентифицировать себя через несколько определённых стилей музыки, которую он слушает. Для второго слушателя названия, конечно, важнее.

Любой музыкант – уже слушатель одного из этих двух типов, и он принимает непосредственное участие в жизни терминологического дерева и пользуется его концептами для определения материала, который он создаёт. И здесь можно выделить две основных тенденции.

Естественный процесс формирования стилевых клише выглядит следующим образом. С развитием неакадемической музыки растёт и терминологическое дерево, причём новые термины там появляются реже, чем комбинируются старые. Исполнители, которые не держатся существующих рамок, рискуют обрести “хвост” из определений – вроде бы похоже и на то, и на это, а собственное название ещё не родилось. Со временем семантический “хвост” рассасывается, так как музыкальное явление занимает своё место в череде событий (и, возможно, порождает уже собственных последователей). Если у этого явления больше сходства с другими существующими в среде явлениями, то оно прибивается к стае уже существующих под определённой вывеской. Если же оно окажется достаточно новаторским, то оно наверняка заработает свою собственную вывеску (к которой уже позже могут присоединиться и другие). Так после нескольких лет музыкальных экспериментов Death, Morbid Angel, Entombed и сходные группы второй половины 80-х были объединены под термином “дэт-метал”.

Однако есть и другой вариант развития событий – когда молодые музыканты начинают сами придумывать слова и комбинации слов, определяющие то, что они делают. Нередко получаются нагромождения из стилевых терминов, нечто вроде Technical Brutal Progressive/Psychedelic Mathcore или того похлеще. Музыкальный материал при этом часто скучен и оставляет желать лучшего. Возникает вопрос: дают ли все эти слова действительно представление о музыке? Или названия – скорее что-то вроде брэнда, существующего, чтобы непосвящённый слушатель, не дай бог, не подумал, что это “попса”? Некоторые стили в определённых социальных группах престижны, а некоторые – наоборот, понижают репутацию слушателя. Вспомнить хотя бы интенсивные дискуссии в субкультурах по поводу “тру”-”не тру”. Здесь не обсуждается музыка, но решаются вопросы самоопределения, иерархии, соответствия некоторому идеалу.

С моей точки зрения, второй вариант – негативный. И дело не только в том, что здесь музыка отходит на второй план и становится лишь средством самоутверждения в более-менее замкнутой среде. Музыканты, заранее придумывающие себе стилевое определение, таким образом закрепляют себя на одном месте. Обозначая слишком чётко свою позицию в поле, они своими силами отрезают себе пути к спонтанному развитию, оставляя возможность лишь развития спланированного. А ведь любое творчество возможно, только если в нём есть элемент спонтанности. Музыкант, уничтожающий этот элемент ради статуса, – уже не совсем музыкант.

Ася Воронкова