О психоделическом в популярной музыке
Следует помнить, что массовое увлечение психоделией, способствовавшее её пришествию в популярную музыку сначала через психоделик-рок 60-х – 70-х, а затем и распространившись на другие стили, в первую очередь обязано распространению ЛСД. Так как именно эту дверь в изменённое состояние сознания мне ни разу не доводилось открывать, я буду рассуждать с позиции отвлечённого наблюдателя. Гораздо интереснее было бы послушать человека, который “там”, в кислотном трипе, побывал и понял, как же то, что он чувствовал, коррелирует с музыкой, в чём же конкретно проявляется “психоделическое”. Однако с достоверностью мы никогда не сможем это узнать, так как подобный опыт, как правило, плохо поддаётся вербализации, а если и поддаётся, то в процессе теряет в весе и обесценивается – при вычете всего недоступного нашему привычному сознанию.
Википедия утверждает, что первая психоделическая музыка создавалась под действием галлюциногенов (так называемый acid rock), и только позже она стала воссоздавать в музыкальном пространстве эффект от их употребления. Психоделическая музыка – это в первую очередь музыка синестезии. Тембровая драматургия здесь нацелена на то, чтобы провоцировать акустические переживания, напоминающие сенсорные или визуальные ощущения, – по сути, создаёт музыкальные пейзажи.
В советской книге 1967 года “Занимательная биология” авторства И. Акимушкина была глава, посвящённая ЛСД, в которой описывались различные эффекты, производимые этим веществом на человеческое сознание. Приведу цитату: “[Т]ечение времени замедляется, а иногда прекращается совсем. "Все ограничивается настоящим", "Нет ни прошлого, ни будущего". Пространство деформируется. Все краски приобретают изумительную яркость и радуют взор как никогда. А музыка звучит так волшебно, словно ее исполняют райские оркестры.”
То, что психоделическая музыка (как танцевальная, так и не танцевальная) ритмически однообразна, связано как раз с изменённым восприятием времени под воздействием галлюциногенов. В психоделик-трансе конструкцию из нескольких синтезаторных слоёв сопровождает монотонный ритмический паттерн темпом 140-150 ударов в минуту, в психоделик-роке, наоборот, как правило, медленный темп, а ритм, исполняемый на барабанной установке, прост и имеет минимум заполнений. Нововведения психоделик-рока вообще касаются представлений о стандартной продолжительности композиции. Если раньше она была предельно ёмкой, вписывающейся в схему “куплет-припев-куплет”, то теперь слушателю отводится время в начале на “раскачку”, а в конце – на “выход” из состояния, в которое его вводит музыка.
А в связи с “райскими оркестрами” в первую очередь мне, конечно, вспоминаются Pink Floyd. В их музыкальных пейзажах нет ни одной кричащей детали, они потрясающе сходны в этом плане с реальными природными дикими пейзажами. То, за что цепляется глаз при получении визуальной информации, предстаёт в психоделическом роке в виде продолжительного инструментального соло, настолько мягкого и вписывающегося в общую тембровую архитектуру, насколько это возможно.
Можно сказать, что, включив в себя психоделическую компоненту, популярная музыка ещё больше приблизилась к тому, чтобы погрузить слушателя в некую альтернативную реальность, создаваемую на месте. Когда “психоделическое” приходит в какой-либо стиль популярной музыки, происходит отказ от многих стандартных схем, характерных для этого стиля ранее. А это даёт неплохую платформу для его дальнейшего развития и углубления.
Психоделическая культура навсегда изменила мир музыки. Как относиться к этому – каждый решает сам.
Ася Воронкова