Техника ради техники...или ради искусства?
Виртуозность стала отличительной чертой множества стилей метала. Стремление к совершенству в игре на музыкальных инструментах породило огромное количество шуток про «гитарных манчкинов» – неисправимых перфекционистов, за стремлением к безупречности забывающих про само удовольствие от игры на инструменте. Например, самый жуткий кошмар настоящего «гитарного манчкина» – это если он никогда не сможет сыграть гамму ми диез минор шестьдесят пятыми нотами в темпе presto. Почему так жестоко? И с чем связано повышенное внимание к вопросам исполнительской техники в субкультуре металхэдов?
Виртуозность стала отличительной чертой множества стилей метала. Стремление к совершенству в игре на музыкальных инструментах породило огромное количество шуток про «гитарных манчкинов» – неисправимых перфекционистов, за стремлением к безупречности забывающих про само удовольствие от игры на инструменте. Например, самый жуткий кошмар настоящего «гитарного манчкина» – это если он никогда не сможет сыграть гамму ми диез минор шестьдесят пятыми нотами в темпе presto. Почему так жестоко? И с чем связано повышенное внимание к вопросам исполнительской техники в субкультуре металхэдов?
Повышенная важность исполнительского техницизма в метале отсылает нас к концепции прогрессив-рока как реакции на песенный рок 60-х. Этот стиль был целенаправленно создан людьми с музыкальным образованием, привыкшими к академизму. История с металом здесь похожая: многие метал-музыканты имели традиционное музыкальное образование или росли в музыкальных семьях, и в любом случае на их творчество повлияла академическая музыка (для исполнения которой виртуозность необходима). Как и большинство исполнителей академической музыки, рок-музыканты обычно осваивают инструмент в юности, полностью посвящая себя этому занятию, разве что с тем отличием, что игре на рок-инструменте человек обучается самостоятельно.
В 80-е метал наиболее активно накапливал гармонический словарь и разрабатывал собственный язык. Многое было в том числе заимствовано из академических стилей музыки, особенно барокко и романтизма. С приходом популяризатора академизма и особенно барочных влияний в метале Ингви Мальмстина в рок-музыку перекочевал и консерваторский элитизм. Знание академической музыки стало престижным, и этот факт принял участие в создании традиции виртуозности в метале.
Постепенно эта традиция стала настолько всеобъемлющей, что спровоцировала реакцию на самоё себя внутри макростиля. В результате целые ветви метала пошли против этой традиции в 90-е. Даже в стилях метала, в которых виртуозность продолжала котироваться, нашлись люди, которые отринули идею виртуозности. Ритм-гитарист шведской команды Meshuggah Мортен Хагстрём стал именно ритм-гитаристом, потому что вырос в то время, когда все в Швеции мечтали быть виртуозными соло-гитаристами.
Метал известен своим тяготением к парадигме романтизма XIX века с её индивидуализмом, принципиальностью и некоторого рода космическим мышлением. Что интересно, композиторы-романтики так же относились к техницизму в музыке, как и метал-музыканты. В эпоху романтизма было такое ругательное понятие, как "виртуозничанье", то, что в советское время называлось "формалистическим трюкачеством". Им характеризовались те исполнители, для которых на первом месте стояло именно желание удивить слушателя быстротой и сложностью. Соперничали между собой пианисты Сигизмунд Тальберг – виртуоз-композитор – и Ференц Лист – композитор-виртуоз. Мыслящий себя виртуозом в первую очередь уделяет внимание исполнительской механике, в то время как мыслящий себя композитором (в романтическом смысле – Творцом) выбирает красноречивые гармонии и стремится передать нечто лежащее за пределами чисто музыкального дискурса.
Негативное отношение к техницизму в академических кругах по сей день сохраняется со времён советской музыковедческой школы: идеология предписывала думать, что в любом музыкальном произведении должен быть некий глубинный идеалистический смысл, преобладающий над всеми остальными характеристиками. Эта точка зрения всё ещё не пересмотрена. Поэтому нельзя сказать, что произведения виртуозов-композиторов никуда не годятся: просто их музыка более развлекательна, в широком смысле этого слова.
Основания для того, чтобы ругать или хвалить гипервиртуозную метал-музыку, настолько же субъективны. Вот пример из жизни: один человек предпочитает сладж и ругает группу Dream Theater "японскими калькуляторами", а другой искренне полагает, что метал без соло-гитары, который "не надо уметь играть", не имеет права на существование. "Технари" соревнуются в скорости и сложности, мелодисты и психоделисты идут своей дорогой. Кому-то удаётся найти золотую середину. Но каждый в итоге находит своего слушателя.
Ася Воронкова