Пабло Эскобар и метал
Никто и не подумал бы, что Пабло Эскобар, “кокаиновый король”, преступник-миллионер, практически державший под контролем Колумбию в 80-х годах, станет героем песен в экcтремальных стилях метала. Две латиноамериканские метал-группы в разное время взяли эскобаровский нарратив в качестве одной из основ для своего творчества. Что могло стать причиной популярности этой фигуры в таком специфическом контексте?
Никто и не подумал бы, что Пабло Эскобар, “кокаиновый король”, преступник-миллионер, практически державший под контролем Колумбию в 80-х годах, станет героем песен в экcтремальных стилях метала. Две латиноамериканские метал-группы в разное время взяли эскобаровский нарратив в качестве одной из основ для своего творчества. Что могло стать причиной популярности этой фигуры в таком специфическом контексте?
А буквально недавно у бразильской метал-группы Soulfly вышел альбом Enslaved. По традиции на каждом альбоме Soulfly есть хотя бы одна песня на португальском языке, и как правило, её текст имеет патриотическое содержание. Чаще всего в этих песнях идёт речь о бразильском национальном герое Зумби, предводителе республики беглых рабов Пальмарес, существовавшей на территории Бразилии в течение примерно 70 лет в XVII веке. Однако на новом альбоме Soulfly была помещена песня Plata o Plomo, что переводится как “Деньги или пуля”. Этот слоган выражает основной принцип деятельности Пабло Эскобара, подкупавшего крупных чиновнииков и угрожавшего им смертью, в случае если они отказывались от взятки. В песне рассказывается история Эскобара, и положительные эпитеты здесь нарочно перемешаны с отрицательными: “Narco Pablo – Amado, Odiado”. Музыкальный компонент изобилует узнаваемыми латиноамериканскими приёмами – здесь есть и испанская гитара, и ритм самбы, исполняемый на перкуссии. Таким образом, наркобарон-миллионер попал в патриотический нарратив Soulfly. Похож ли он на Зумби?
Несомненно, жизнь, прожитая Зумби, автоматически делает из него национального героя. Сходство фигур Зумби и Эскобара в том, что они оба апеллируют к угнетаемым слоям населения. Несмотря на то, что Пабло Эскобар строил дома для бедных исключительно из выгоды, они выражали ему огромную благодарность. Тысячи людей приходили плакать на похоронах Эскобара, и делали они это совершенно искренне. Этот крупный преступник запомнился им как своего рода Робин Гуд. В какой-то степени Эскобар сам осознавал за собой эту роль. Возможно, эта сторона фигуры Эскобара может восприниматься как предмет некоей общей латиноамериканской гордости. И именно поэтому она проникла в творчество Soulfly и Brujeria.
Ася Воронкова