• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Суперинтенсив для будущих магистрантов!

Как анализировать молодежные культуры, музыку, кино, счастье и интернет-данные? Об этом и не только узнали абитуриенты магистерской программы “Современный социальный анализ” на “Зимней школе-2018”.

В этом году открыли программу Зимней школы постерные презентации магистратур. “Современный социальный анализ” представляли академический руководитель программы Елена Омельченко и преподаватели Вероника Костенко и Надежда Нартова. Они рассказали о специфике учебного процесса, правилах поступления и нововведениях программы.

Так, со следующего года вводятся два трека (направления): социальный анализ молодежи и аналитика социальных данных. Спикеры отметили, что первый трек будет посвящен  молодежным исследованиям и качественным методам. Студентов научат анализировать молодежные культуры, разбираться в культурных индустриях, моде, гендерных режимах, а также проводить интервью и наблюдения, снимать социологическое кино. Второй трек будет посвящен большим данным. Здесь магистранты освоят навыки программирования в R и Python, научатся анализировать интернет-данные, исследовать различные неравенства по данным опросов.

 

Учебную программу продолжил “десант” Центра молодежных исследований. Директор Центра Елена Омельченко прочитала лекцию “Где искать хипстера?”. Она рассказала о том, что случилось с классическими субкультурами и кто они - новые герои молодежных сцен, а также какие глобальные тенденции и локальные тренды находят отражение в современных молодежных культурах.
Научный сотрудник ЦМИ Маргарита Кулева провела интерактивный воркшоп по социологическому анализу моды, музыки и искусства. Будущие магистранты, поделившись на команды, рассматривали с точки зрения разных социологических концепций современные клипы и отрывки из фильмов.



День завершился презентацией Лаборатории интернет-исследований. Сергей Кольцов рассказал о том, зачем нужен анализ больших интернет-данных в социальных науках, что такое тематическое моделирование, сантимент анализ, нейронные сети в Интернете.

Насыщенным оказался и второй день Зимней школы. Абитуриенты познакомились с сотрудниками двух других исследовательских структур. Так, о текущих проектах и направлениях деятельности научно-учебной лаборатории "Социология образования и науки" рассказали Карепин Виктор и Вадим Воскресенский. Они успешно совмещают работу в лаборатории и обучение в магистратуре и аспирантуре соответственно.

О том, в деньгах ли счастье, рассказал заведующий Лабораторией сравнительных социальных исследований Эдуард Понарин. В своей лекции он обратил внимание на то, что с 2008 года существует интересное расхождение в двух компонентах индекса субъективного благополучия, а именно счастья и удовлетворенности жизнью. В этот период наблюдались экономической стагнации и падение уровня жизни, однако счастье продолжало расти, в то время, как субъективная удовлетворенность жизнью все-таки падала. В частности, отметил Эдуард Понарин, что в экономический кризис 2008 года совпал с маленькой победоносной войной в Грузию. И видимо, когда невозможно повышать свое счастье за счет роста экономики, такие факторы, как национальная гордость начинают играть большую роль.



Завершилась Зимняя Школа круглым столом с работодателями, выпускниками и магистрантами программы. В дружеской неформальной атмосфере абитуриенты обсудили вопросы поступления и обучения на программе, а также получили советы и наставления от будущих коллег.
Большой интерес вызвало выступление Натальи Соболь (HR-менеджер, ООО "Лейпуриен Тукку"), а также Анастасии Кузнецовой ("Сетевые исследования"). Затем сотрудница ЦМИ Анастасия Саблина и выпускница программы рассказала об исследовании современной dark-сцены Петербурга. Магистрантка 1 курса Александра Макеева посвятила свое выступление плюсам и минусам академической карьеры.

За два дня участники Зимней школы погрузились в учебную атмосферу Питерской Вышки и почувствовали себя магистрантами программы. Мы попросили студентов поделиться впечатлениями о программе и Зимней школе:

Даша, Санкт-Петербург

Мне очень понравилась презентация программы. Отличная лекция Елены Леонидовны Омельченко про субкультуры. А еще наша команда заняла первое место на воркшопе по анализу музыки и кино! Нам дали статьи различных социологов, нашей команде достался Бурдье, и нужно было посредством его концепта культурно-экономического капитала проанализировать фильм «Селфи». Это необычно и интересно, потому что не каждый раз доводится посмотреть под таким углом на массовую культуру.


Ирина, Ижевск

Я хотела поступить на «Современный социальный анализ» в прошлом году, подавала документы, но в портфолио было недостаточно материалов, поэтому не прошла по баллам. Решила, что на Зимнюю школу надо обязательно ехать, а потом пробовать снова. И знаете, я просто смотрю на всех людей, которые перед нами выступают, и они с таким фанатизмом - в хорошем смысле слова! - рассказывают о том, что они делают, что просто влюбляешься в это во все. Очень интересно, формат представления информации замечательный – с наглядными презентациями, лекторы подробно говорят о своем опыте, какие методы используют, все очень круто!


Марина, Одесса

В течение нескольких лет я приезжала на Зимнюю школу в Москву. В этом году решила посмотреть, как это проходит здесь, в Питере. В Москве больше драйва и практики, а в Питере все более спокойно, но в то же время создается такое впечатление… Большей осмысленности. То есть погружение глубже. Я неплохо знаю московскую программу по социологии, и сейчас понимаю, что питерская мне ближе – думаю, что буду поступать сюда на «Современный социальный анализ». Очень здорово, что с этого года можно будет выбирать один из двух треков – углубляться больше в изучение качественных или количественных методов. Как человека с базовым гуманитарным образованием, меня порадовала лекция Лаборатории интернет-исследований, на которой нам рассказывали про методы визуального программирования, где не нужно писать код, а можно работать с готовыми интерфейсами.