Изучая субкультуру скинхедов
Мы публикуем интервью Елены Омельченко порталу hse.ru о призе Александра Ноува. Напомним, в апреле 2012 года монография «Russia’s Skinheads: Exploring and Rethinking Subcultural Lives» получила приз, учрежденный Британской ассоциацией славянских и восточно-европейских исследований.
Мы публикуем интервью Елены Омельченко порталу hse.ru о призе Александра Ноува. Напомним, в апреле 2012 года монография «Russia’s Skinheads: Exploring and Rethinking Subcultural Lives» получила приз, учрежденный Британской ассоциацией славянских и восточно-европейских исследований.
— Елена Леонидовна, прежде всего, поздравляем вас с получением приза Александра Ноува. Книга российских авторов получает эту награду впервые?
— Премия Александра Ноува вручается с 1995 года, и действительно, российские исследователи впервые попали в число номинантов. Но авторами книги являются не только российские специалисты, я и старший научный сотрудник Центра молодежных исследований ВШЭ Альбина Гарифзянова, но и британский исследователь, с которым мы сотрудничаем уже многие годы, профессор Уорвикского университета Хилари Пилкингтон. На мой взгляд, книга не случайно была отмечена призом, так как она является результатом уникального многолетнего исследования, в рамках которого методом включенного наблюдения изучалась отдельно взятая компания скинхедов в одном из северных российских городов. Начиная с 2003 года, мы трижды возвращались к одной и той же компании, проживали вместе с ее членами, постоянно общались, наблюдали за их повседневной жизнью. В книге описываются особые характеристики российских скинхедов, отличия от западного скин-сообщества. Кроме того сквозь материалы раскрывается техника и методология подобного типа анализа, в книге прослеживаются все этапы исследования, а также описываются сложности, риски, этические моменты подобной работы. Поэтому книга будет полезна не только тем, кто изучает субкультуры или националистические, ксенофобные настроения, но и студентам, исследователям, интересующимся методологией качественной социологии.
— Средства масс-медиа создали определенный образ скинхеда — агрессивный, националистически настроенный, бритоголовый молодой человек спортивного телосложения, в обязательном порядке в тяжелых ботинках — насколько этот образ соответствует реальности?
— Единого скинхедства как гомогенного сообщества не существует, поэтому сложно говорить и о каком-то одном типаже. Современная скинхедкультура состоит из нескольких направлений. Смысл скинхедства с точки зрения возникновения этой субкультуры в 1960-е годы на окраинах Лондона и других крупных промышленных городов Англии — это отстаивание патриархального образа жизни, специфической, локальной идентичности молодежи из рабочих районов. Молодые люди из рабочего класса достаточно агрессивно демонстрировали свою патриархальность, «рабочесть» и «районность». Идеология первых скинхедов не была националистической, так как среди участников этих групп были представители различных наций, в том числе, например, выходцы с Карибских островов. Но с самого начала эти группы имели определенный стиль организации и солидарности, это всегда было специфическое мужское братство.
Национал-патриотические настроения и идеология были привнесены в эту среду националистически ориентированными политическими партиями Великобритании и были восприняты частью скинхед-сцены лишь к концу 1980-х годов. Тогда появились наци-скины, в этой группе укоренились расистские идеи, связанные с чистотой крови, с заботой о потомстве, появились культовые тексты.
Сегодня можно говорить о пяти основных направлениях скинхедства: «треды», «наци», «шарпы», «скины-анархисты», «раши». Эти группы отличаются идеологическими и мировоззренческими установками, например, анархисты полностью отрицают националистические идеи, они являются частью антифашистского движения. У них зеленые шнурки, в отличие от белых или черных, которые носят «реальные» скины, шнурки всегда были очень значимыми в скинсообществе, белый шнурок говорит о том, что человек активно участвует в агрессивных акциях. «Раши» — это леворадикальное крыло, достаточно агрессивное, воспринявшее многие троцкистские, левацкие идеи.
— Можно ли говорить о спеифике субкультуры скинхедов в России? Кто сегодня становится скинхедами? Чем привлекательна для молодежи эта субкультура?
— Повторюсь, не существует единого движения скинхедов ни в международном, ни в российском масштабе. В России можно говорить об особой группе — «боны-скины», это некая диффузная группа, участники которой восприняли исключительно внешний имидж скинхедов, растиражированный медиа, и восприняли политику агрессивного противодействия представителям любых других национальных групп, они считают себя этакими «санитарами» города.
Наше исследование было связано с изучением наци-скинов, пропагандирующих идею чистоты русской расы. Это довольно противоречивое положение, так как, с точки зрения культового для скин-идеологии «Майн кампфа», славяне не достойны членства в высшей касте человечества. Это одно из основных противоречий, вокруг которого идут сложные теоретические споры и дискуссии в российском скин-сообществе, создаются собственные культовые тексты, где развиваются идеи превосходства славянской расы. Особенность российских наци-скинов заключается в том, что они отстаивают свою приверженность идее государственности, борьбы за могущество России и позиционируют себя как патриоты России, считают, что их ксенофобные настроения характерны для всего российского общества, просто остальные не находят в себе смелости открыто признавать это. «Наци» активно критикуют политическую систему, миграционную политику государства, считая ее недостаточно жесткой, и допускают для себя возможность открытых агрессивных действий в отношении иноверцев и инородцев. Хотя с принятием закона «Об экстремизме» открытых публичных действий стало меньше, численность наци-скинхедства в России снижается, но происходит другая вещь, на мой взгляд, более серьезная и опасная — националистические идеи все больше распространяются среди других молодежных групп. И несмотря на то, что сама скин-субкультура стала более узкой, ее идеи, практики становятся более широкими. Во многом, на мой взгляд, это подпитывается государственной политикой, которая инициирует патриотические настроения в молодежной среде, культивирует имперские амбиции в общественном сознании.
— Как вам удалось завоевать доверие ребят, насколько охотно они шли на контакт? Какие возникали сложности во время проведения исследования?
— У нас был проводник в одну конкретную компанию, им стал молодой человек, участвовавший несколько лет назад в качестве респондента в одном из проектов центра «Регион», посвященного изучению наркотических практик. В подобных исследованиях очень важно завоевать доверие респондентов, гарантировать им анонимность и конфиденциальность, демонстрировать четкую исследовательскую позицию, безоценочную по отношению к той жизни, которую ведут участники компании группы, что не всегда просто, но это позволяет включиться в их повседневную жизнь. Благодаря подобной «включенности» можно понять психологические механизмы, которые связывают ребят, а также проследить, какие факторы способствуют выбору той или иной субкультуры, в данном случае — с такой жесткой ксенофобной и националистически окрашенной идеологией.
— Какие еще проекты реализуют в рамках деятельности Центра молодежных исследований ВШЭ?
— В этом году при поддержке Центра фундаментальных исследований ВШЭ был запущен проект по новым молодежным солидарностям. Мы изучаем разные типы молодежных практик, возникающих в последние годы в Питере — от радикальных и экстремистских до конструктивно-легитимных форм протеста. Например, мы изучаем национал-ангажированное спортивное движение «Русский бег», участники которого спорт и здоровый образ жизни несут как знамя своей «русскости»; или специфическую практику «бойцовских клубов», где речь идет о «естественном» бое не в спортивных залах. Проводится кейс, посвященный клерикализации современной молодежи, объектом исследования здесь выступает и православная, и исламская молодежь. В феврале мы начали проект «Молодежь и выборы», это исследование ориентировано на попытку внутреннего описания того, что происходит на самом деле на избирательных участках и после выборов. Мы пробуем изнутри понять мотивации и настроения молодых людей, активно участвовавших в выборах и в протестных акциях, последовавших за ними. В прошлом году мы начали интересное исследование, посвященное движению «Наши», оно также реализуется через включенное наблюдение. Практически все исследования, которые ведет Центр молодежных исследований НИУ ВШЭ по изучению молодежных субкультур, разворачиваются в качественной парадигме, что подразумевает использование определенного методологического инструментария — глубинные нарративные и биографические интервью, включенное наблюдение, этнографию.
Источник: hse.ru