Экспертная группа MYPLACE о роли Интернета в деятельности современных общественных движений
9 февраля в Центре молодежных исследований состоялась первая встреча пула экспертов, созданного в рамках исследовательского проекта MYPLACE. Участники рабочей группы – представители молодежных движений, политических объединений, исследователи – говорили о роли Интернета как ресурса координации и мобилизации современных общественных движений.
9 февраля в Центре молодежных исследований состоялась первая встреча пула экспертов, созданного в рамках исследовательского проекта MYPLACE.
На встрече присутствовали: Александр Кострикин, исследователь, старший преподаватель Санкт-Петербургского института психологии и социальной работы, Ассоциация работников молодежной сферы; Виталий Самушенков, депутат городского совета Выборга, руководитель молодежного совета Выборга; Павел Еремеев, “Национальные демократы Петербурга”; Леонид Армер, руководитель “Молодежной службы безопасности”, сотрудники Центра молодежных исследований.
Виталий Самушенков: Невозможно отрицать, Интернет – новое перспективное средство для создания горизонтальных связей и гражданской активности. В Интернете, в тех же самых социальных сетях, многим людям легче действовать - больше доля анонимности, меньше ответственности. Если на собрании в офф-лайне, кто-нибудь из присутствующих вряд ли сможет поднять руку и высказать свое мнение, понимая, что можно встретить тех, кто не разделяет вашу точку зрения и придется вступать с ними в дискуссию. В Интернете, где людей разделяет дистанция, это сделать легче. Интернет - площадка, которая позволяет участвовать с меньшей степенью вовлечения. Для того, чтобы вести дискуссию, не нужно выбирать время, идти куда-то специально. Таким образом, людей, которые могут участвовать, становится больше.
Павел Еремеев: Арабская весна показывает, что Интернет - не какой-то волшебный инструмент, а просто удобное средство коммуникации. Сам по себе Интернет не может породить революцию и даже как средство коммуникации вполне заменим. В арабских странах, например, такой альтернативной коммуникационной площадкой стала пятничная молитва. Российский пример - протесты конца 80-х - начала 90-х, когда массы людей мобилизовывались без современных средств связи, имея только телефоны и написанные от руки листовки. Поэтому, как мне кажется, протесты происходят не благодаря Интернету, а из-за того, что сформировался запрос в обществе.
Дискуссии в Интернете могут быть полезны, но не могут ничего изменить, в отличие от выхода людей на улицу. Интернет был оппозиционен с 2005 года, но власть это не особенно тревожило. Но на мнение вышедших на улицу они уже не могли не прореагировать.
Леонид Армер: Возникновение горизонтальных связей в Интернете мы видим каждый день. Даже просто создание группы ВКонтакте или на подобном ресурсе подразумевает поиск единомышленников. Может ли Интернет-активность превратиться в офф-лайн деятельность зависит от целей группы. В частности, могу рассказать о недавнем примере. Я узнал о группе ВКонтакте, в которой молодежь собирала боевой отряд, чтобы проучить карманников в кафе на Невском. Когда я изучил группу, я понял, что ее фокус поменялся - в обсуждениях нарисовалось несколько более взрослых, националистически настроенных товарищей, которые решали кто с каким оружием придет и как его применит. В результате я связался с создателем этой группы, 16-летним мальчиком, который несколько дней не заходил в сеть и не знал, что практически стал создателем организованной преступной группировки. Как видно из этого примера, Интернет, безусловно, способствует мобилизации, но способствует непредсказуемо. Особенно это заметно, когда он-лайн-активность переносится в офф-лайн. Например, на встречу ВКонтакте записались 200 человек из них пришли 10 и еще 100 тех, которые не записались.
Александр Кострикин: Я абсолютно согласен с тем, что причина гражданской активности лежит вне Интернета. Причина в ментальностях и тех событиях, которые происходят. Но то, что Интернет может кого-то заразить идеей, помочь развернуть мозги, несомненно. Причем чаще происходит это не в "либеральных сетях", как теперь любят называть движение рассерженных граждан, эти сети как раз не терпимы к инакомыслию. В этих сетях собираются люди, которые придерживаются похожих взглядов, а любой человек, который не придерживается, тут же объявляется троллем. На левофронтских ресурсах идет реальная дискуссия, люди меняют свое мнение.
Как мне кажется, высказывание в Интернете может быть таким же проявлением гражданской активности как выход на улицу или выпуск листовки. Новые технологии и социальные условия создают новые формы, поэтому необязательно выходить на улицу с флагами, как это было в 19 веке. Технологии дают возможности для креативного протеста, который может привести к более значительным результатам, чем шествие или митинг.