Музыка для души
11 февраля 2012 года скончалась знаменитая поп- и соул-певица Уитни Хьюстон. 16 февраля я выступала со своей группой, и мы решили завершить программу кавером на её хит “I will always love you”, который, кажется, слышали все на планете. Всего четыре простых аккорда, одна модуляция ближе к концу – и хит готов. Ведущим здесь является вокал, все остальные инструменты лишь аккомпанируют. Рецепт для хита очень прост, так зачем всё усложнять? Поделюсь некоторыми размышлениями по этому поводу.
11 февраля 2012 года скончалась знаменитая поп- и соул-певица Уитни Хьюстон. 16 февраля я выступала со своей группой, и мы решили завершить программу кавером на её хит “I will always love you”, который, кажется, слышали все на планете. Всего четыре простых аккорда, одна модуляция ближе к концу – и хит готов. Ведущим здесь является вокал, все остальные инструменты лишь аккомпанируют. Рецепт для хита очень прост, так зачем всё усложнять? Поделюсь некоторыми размышлениями по этому поводу.
В мире существует очень много музыки из головы и для головы. Ей не наслаждаются, её запоминают, как дети в школе запоминают тексты для последующей тренировки в изложении. Эта музыка представляет собой эксперименты со звуком, освоение неких средств, но никак не продукт самовыражения. Нет там никакого мессаджа от человека к другому человеку, исполнитель здесь – лишь орудие для игры на инструменте. Я с трудом могу слушать такую музыку, и сейчас я бы сказала, что она вообще плохо поддаётся слушанию – если под “слушанием” мы имеем в виду не реакцию аппарата памяти и восстановление знакомых логических цепочек, но отклик слушателя, когда музыка заставляет его что-то почувствовать. А явный перегиб в сторону техницизма и зацикленность на форме мешают такому восприятию.
Чрезмерное “думание” делает музыку безжизненной, сшитой из нескольких частей, как Франкенштейн. Одно дело, когда при сочинении песни ты замечаешь, что один аккорд так и просится разрешиться в другой, и совсем другое – когда ты думаешь, как бы выпендриться, чтобы не прозвучать вдруг слишком банально. Потому что последнее имеет мало отношения к творчеству и много отношения к самоутверждению за счёт других.
Хорошая поп-музыка в своей простоте балансирует, не скатываясь в банальность, но в то же время не претендуя на что-то экстраординарное, что могло быть отвлечь аудиторию, не склонную к акустическим экспериментам, а ищущую несложную музыку для души (а в случае Уитни Хьюстон это как раз soul music). Проверенные временем простые конструкции – в том числе и баллада – способны вместить в себя эмоции, которые вызовут отклик у слушателя.
Одна из версий смерти Хьюстон – злоупотребление антидепрессантами вместе с алкоголем. Возможно, многие музыканты именно для того принимают наркотики, чтобы раскрепоститься и выпустить на свободу то, что помогает им писать эмоциональную музыку: в трезвом состоянии эти люди держат себя взаперти и не в состоянии породить ничего спонтанного и прекрасного. Музыка, которая запоминается, отзывается, которую после концерта ходишь и напеваешь неделями, не имеет ничего общего с последовательной логикой человеческого ума. В ней больше места для неуловимой логики природы.
Ася Воронкова