Djent: метал 2010х
Продолжаем тему Meshuggah, открытую мной в предыдущей статье. Дело в том, что эта метал-группа, широко известная только в определённых кругах, сама о том не подозревая, стала вдохновительницей целого нового стиля.
Продолжаем тему Meshuggah, открытую мной в предыдущей статье. Дело в том, что эта метал-группа, широко известная только в определённых кругах, сама о том не подозревая, стала вдохновительницей целого нового стиля.
Ещё в 2009 году я бродила по сайту last.fm в поисках чего-либо похожего на творчество Meshuggah, и то, что я находила, казалось мне очевидным эпигонством, вплоть до отдельных “содранных” риффов. Со временем “мешугго-подобных” проектов становилось всё больше и больше, и в какой-то момент количество перешло в качество. Образовался стиль, имя которому джент (djent). Слово это звукоподражательное: джент-джент-джент – ритмичные, короткие, глушимые рукой низкие гитарные риффы. Придумал его один из талантливых “эпигонов” – Миша Мансур.
Стоит сделать уточнение: Meshuggah были не единственными вдохновителями джента. Важнейшее влияние на его формирование оказала группа SikTh, тоже увлекавшаяся “математикой” в ритмах. Идеи, популярные у Meshuggah и Sikth, к концу 2000-х потребовали развития и перевоплощения. Общим у вдохновителей и молодых музыкантов была любовь к полиритмии, покоящейся на прочном четырёхчетвертном каркасе ведущей тарелки крэш или хай-хэт, а также использование семи- или восьмиструнных гитар – чтобы извлекать супернизкие звуки и приглушать их рукой, издавая djent, а потом играть сложносочинённые атональные соло, отсылающие к пост-бопу и додекафонии. Первопроходцами джента стали американцы Periphery и Fellsilent, а также англичане TesseracT и Chimp Spanner.
Центральным инструментом стиля джент остаётся (как и в большинстве других стилей метала) гитара: то она притворяется частью ритм-секции, то берёт на себя солирующую роль. Смысловое доминирование гитары подчёркивается тем, что барабаны (которые вроде бы при такой сложности партий могли бы перехватить ведущую роль) чаще всего электронные: так они не отвлекут внимание слушателя от тембра гитар.
В среднем джент “легче”, чем творчество “праотцов” Meshuggah и Sikth. В нём есть атмосферность – ощущение пустотности, создаваемое гитарными эффектами (delay, reverb, flanger). Джент также может быть чисто инструментальным. В целом, в стиле скорее доминируют аллюзии к джазу, и поэтому возникает аналогия: джент так же относится к экстремальному металу (родительскому стилю), как ню-джаз – к джазу.
Своим возникновением джент, в частности, обязан интернету. Guardian пишет, что толчком к молниеносному развитию нового стиля стало то, что молодые музыканты делились записями через сеть. В результате джент-группы стали возникать по всей планете, и вокруг них стало формироваться отдельное комьюнити, сцена, которая и позволила движению стать стилем. Дженту даже посвящён отдельный форум: got-djent.com.
Что касается настроения, которое несёт джент, то оно может быть разнообразным: нет закреплённых за стилем эмоций. Это объясняется тем, что всё-таки здесь очень много джазовых элементов. “Духа металла”, который ценился старой гвардией металлистов, в дженте нет и в помине – слишком много разнородных компонентов. Нету общей озлобленности и душевной боли, традиционно семантически объединяющих многие стили метала. Джент уничтожает негативные коннотации, связанные с металом, благодаря тому, что сам является продуктом множества влияний. И такое расширение границ только к лучшему, особенно когда репутация метал-музыки всё ещё требует защиты.
Джент, наряду с progressive/technical направлениями, – одна из перспективных ветвей развития современного метала. И, на мой вкус (хоть я и люблю Meshuggah больше всех “джент”-льменов), довольно удачная.
Ася Воронкова