Летняя школа стипендиатов Фонда Белля в московском «Мемориале»
Рассказывает сотрудник Центра молодежных исследований Рита Кулева.С марта этого года я являюсь стипендиатом Фонда Генриха Белля. Стипендиальная программа осуществляется Фондом Белля совместно с международным «Мемориалом» и ЦНСИ и направлена на поддержку молодых социальных ученых. Одно из условий получения стипендии – волнительная, но, тем не менее, приятная необходимость представить промежуточные результаты исследования на Летней школе.
Рассказывает сотрудник Центра молодежных исследований Рита Кулева.
С марта этого года я являюсь стипендиатом Фонда Генриха Белля. Стипендиальная программа осуществляется Фондом Белля совместно с международным «Мемориалом» и ЦНСИ и направлена на поддержку молодых социальных ученых. Одно из условий получения стипендии – волнительная, но, тем не менее, приятная необходимость представить промежуточные результаты исследования на Летней школе.
Для меня ситуация была особенно волнительной – Летняя школа совпала по датам с защитой моей магистерской диссертации – и школа, и защита были назначены на 16 июня. Так что на защиту я пришла буквально с чемоданом, и как только наступил перерыв в заседании комиссии, помчалась на вокзал. Свою оценку я узнала уже в «Сапсане». Думаю, это хороший опыт, который нужно взять на заметку – после такой долгой напряженной работы бывает сложно сразу осознать, что можно немного расслабиться, и возможность «переключиться» на тот момент появилась очень кстати.
Мой доклад на школе состоялся на следующее утро. Доклад назывался «Умный и это видно»: сцена edutainment и новая «интеллектуальная молодежь» Петербурга». Я исследовала молодежную солидарность, конструируемую вокруг особого сегмента культурной жизни Петербурга – публичных лекций, дискуссий; кинопоказов и открытий выставок, предполагающих обсуждение. В частности, меня интересовали принципы производства «интеллектуальности» в этой среде. Наибольший интерес аудитории вызвала часть доклада, в которой говорилось о конфликтах внутри этого милье, во многом связанных с определениями «правильной» и «неправильной» «интеллектуальности». Мой доклад вызвал живую дискуссию, что было, безусловно, очень приятно.
Программа школы, продолжавшейся четыре дня, была очень насыщенной – школа открывалась в 10 утра, заканчивалась около 7-8 вечера, после докладов и лекция была предусмотрена культурная программа.
Интересным был дисциплинарный состав участников школы – собрались историки, политологи, активисты социологи. Разнообразными оказались и темы докладов: многие из них были посвящены исторической памяти, были сообщения по гендерным и городским исследованиям, презентации активистских проектов.
Помимо докладов стипендиатов в программе школы значились дискуссии и лекции. Я бы особенно отметила дискуссию о патриотизме, которую вел директор ЦНСИ Виктор Воронков и лекцию Галины Орловой, представившей небесспорную, но крайне занимательную теоретическую рамку исследования молчания применительно к советской эпохе.