• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Барабанщик как самодостаточный музыкант: случай Бенни Греба

Ударные в популярной музыке часто воспринимаются слушателем как инструмент-каркас. Для многих это машина-поставщик ритма, который лишь поддерживает музыкальное произведение, но не является одной из его выдающихся черт. На самом деле есть очень много барабанщиков, которые своим творчеством опровергают это мнение. Например, 31-летний немец Бенни Греб.

Ударные в популярной музыке часто воспринимаются слушателем как инструмент-каркас. Для многих это машина-поставщик ритма, который лишь поддерживает музыкальное произведение, но не является одной из его выдающихся черт. На самом деле есть очень много барабанщиков, которые своим творчеством опровергают это мнение. Например, 31-летний немец Бенни Греб.

Большую часть рабочего времени Греба занимают мастер-классы. В свободное от мастер-классов время он преподаёт в Гамбургской консерватории и в маннгеймской Popakademie. Бенни Греб задействован во множестве проектов, совершенно разных по стилю – от джаза до панк-кабаре. Этот барабанщик не зацикливается на каких-то определённых жанрах и техниках, его главная идея – постоянное развитие в музыкальном потоке.

По мнению Греба, для барабанщика музыкальность гораздо важнее техники. При описании ударных партий Бенни использует такие слова, как “тональность” и “мелодия”, что, впрочем, неудивительно: этот человек – мультиинструменталист, владеющий игрой на гитаре, бас-гитаре, духовых, а также умеющий петь. Несмотря на то, что Греб обладает феноменальной скоростью игры, он предпочитает об этом умалчивать, вместо этого сосредотачиваясь на таких вещах, как грув, динамика и контекст, создаваемый этими ритмами. Манера игры Греба полна лёгкости и изящества. “Даже если я исполняю на барабанах соло, оно должно иметь отношение к музыке”, говорит он в одном из своих интервью.

 

В этом плане подход Бенни Греба напоминает идеи Терри Боззио, обладателя самой большой барабанной установки в мире. Боззио играет с высотой звучания том-томов и тарелок, чтобы действительно извлекать из ударных инструментов мелодию в привычном понимании этого слова.

В свою видеошколу “Language of Drumming”, выпущенную на DVD в 2009 году, Греб включил один занимательный отрывок. В нём барабанщик демонстрирует, что музыкальность можно распространить даже на самые обыденные моменты жизни вроде приготовления еды: в качестве музыкальных инструментов он использует всё, что находит на кухне, извлекая разные звуки из разных поверхностей:

 

Здесь можно увидеть отсылку к фильму “Music for One Apartment and Six Drummers”, в котором шестеро врываются в квартиру, пока хозяева гуляют с собакой, и делают музыку теми средствами, которые предоставляет им взломанная квартира.

Ударные в главной роли не мыслятся частью европейской культуры, а скорее ассоциируются с Африкой или Востоком, особенно Индией с её таблами. Вполне возможно, что имеет место более глобальный процесс выведения европейского барабанщика со второстепенных, исключительно поддерживающих ролей. Вероятно, то, что сейчас происходит в музыке, в том числе, превращение джаза в классику, – это лишь часть общего тренда деевропеизации и глобализации массовой культуры. И, кажется, Бенни Греб принимает в этом процессе активное участие.

Ася Воронкова