• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В режиме Бога: об употреблении психоактивных веществ молодежью

Научный сотрудник ЦМИ, Эльвира Ариф закрыла «весенний сезон» методологических семинаров докладом «В режиме Бога: употребление запрещенных психоактивных веществ в среде молодежи».

Научный сотрудник ЦМИ, Эльвира Ариф закрыла «весенний сезон» методологических семинаров докладом «В режиме Бога: употребление запрещенных психоактивных веществ в среде молодежи». На основе эмпирических данных, собранных в ходе реализации трех обширных проектов («Общество и стиль жизни», «Между дисциплиной и экспериментом: телесные режимы молодежи в повседневной жизни в современных российских социо-экономических условиях» и «Инновационный потенциал российской молодежи: солидарности, активизм, гражданская ответственность»), она рассматривала потребителей нелегальных благ, как одну из маргинализируемых социальных групп. 

Эльвира обратилась к индивидуальному опыту тех людей, которым не поставили диагноз зависимости и которые не имеют зафиксированных в правоохранительных органах фактов совершения правонарушений, связанных с наркотиками, и анализировала, каким образом субъект сопротивляется доминирующему дискурсу. 

Употребление веществ, изменяющих сознание – это практики, которые издревле существовали в разных культурах. Например, употребление растений - «энтеогенов» (пероральное и посредством курения), стимулирующих мозговую деятельность, но не вызывающих физической зависимости. «Нарко-контроль» регламентировался обычаями или нормами общины, устоявшимися в социальном институте.

 

В индустриальном обществе происходит трансформация употребления веществ, что связано с прорывом в области химической и фармацевтической промышленности. Ученые, наконец, нашли такие вещества, которые бы позволили человеку не чувствовать боль во время операций и при этом находиться в сознании, но у них был и негативный эффект – они вызывали привыкание. 

Весь основной пул веществ, который стал проблематизироваться в современности, был «изобретен» в конце 19-начале 20-го века. На тот период данные вещества производились легально, что обеспечивало уверенность  в их составе, их отпуск совершался специалистами, имеющими отношение к медицине, а социальные нормы и законодательная база, которые регулируют употребление психоактивных веществ, находились в «зачаточном» состоянии.

В постиндустриальном обществе принимается «Единая конвенция о наркотических средствах», что приводит к тому, что ряд энтеогенов и синтезированных веществ оказываются под запретом, и начинают производиться нелегально. Контроль над их употреблением и распространением сосредотачивается в специально созданных государственных институциях, которые имеют два основных направления деятельности: борьба с преступлениями «на почве наркотиков» и лечение зависимости от наркотических веществ. 

Ситуация запрета сильно сказалась на составе веществ: каждый человек, являющийся участником нелегальной, многоступенчатой системы распространения, мог внести реальный вклад в «рецептуру» вещества, и что это могло быть, какие могло иметь риски для потребителя, выяснялось только на практике. 

Стремительное развитие информационных технологий и коммуникаций  открывают доступ к разной информации о психоактивных веществах, Интернет становится одной из торговых площадок и средством проведения финансовых операций. Одновременно с этитм в обход законодательных ограничений начинают синтезироваться аналогичные по воздействию запрещенным, но легальные психоактивные вещества. 

 

Молодежь оказывается в ситуации выбора широкого спектра запрещенных веществ: от традиционных энтеогенов до современных дизайнерских наркотиков, их производство, потребление, употребление приобретают форму эксперимента, последствия которого оказываются полностью на личной ответственности актора. 

На данный момент, в России преобладающим направлением понимания потребления психоактивных веществ является подход, основанный на теории девиации. Потребители выделяются в отдельные реальные и символические сообщества, которые живут, согласно своим, отличным от «нормальных»,  правилам и законам, и стигматизируются как преступники, больные или безнравственные люди. 

Статистика употребления ведется по количеству людей, поступающих в медицинские учреждения с диагнозом «наркотическая зависимость», что приводит к значимому несоотвествию между постулируемыми и реальными молодежными практиками.

Но употребление наркотиков также можно рассматривать с  точки зрения жизненно-стилевого подхода, основанного на теории структурации Э. Гидденсa, концепции капитала П. Бурдье, концепции индивидуализации общества риска У. Бека и нормализации Ф. Мишам. 

Потребление выступает  одним из оснований конструирования идентичностей, которые разворачиваются в те или иные жизненно-стилевые стратегии, ориентированные на индивидуализацию и достижение успеха. Категория успеха подразумевает  тот комплекс индивидуальных свойств, которые расцениваются социальным окружением, как успешные. 

 

Основная идея успешной карьеры потребителя психоактивных веществ заключается в том, чтобы не впасть в зависимость. Через реинтерпретацию категории зависимости происходит сопротивление доминирующему дискурсу: если в официальном дискурсе зависимость рассматривается, как причина преступлений, условие заболеваний или как показатель аморальности человека и неспособности достичь высокого социального статуса, то с точки зрения «употребляющей молодежи», зависимость интерпретируется через успех или не успех, где быть зависимым означает неуспешность.